govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

CCCР vs СНГ

  Марксову "прибавочную стоимость" все помнят. Да, не имеет бедняга средств к производству, потому вынужден идти к эксплуататору, который у него изымает.
 Есть и "норма эксплуатации" - отношение изъятой буржуем стоимости к ЗП рабочего.
 Так вот, государство СССР было мега-эксплуататором. Где ж это еще инженеры, делающие иногда лучшие в мире вещи, получали 120 р в месяц? Норма эксплуатации была в зашкале.
 Когда появились первые кооперативы, в них персонал получал _втрое_ больше, чем они же на гос. работе. Т.е. кровопийца-мелкий хозяйчик платил им _втрое_ больше, чем пресветлое государство.
 В 90ые годы попасть из госконторы в коммерческую _всегда_ означало увеличить свой доход. Младший менеджер по продажам компов получал в 94 400 долларов. Старшекурсник. Где это в СССР старшекур 400 в месяц оклада получал? а ведь доллар 94 года примерно равен сов. рублю по покупательной способности (прикидывали средние корзины, было дело).

 Теперь часть вторая.
На что эксплуататор СССР ее тратил? а на общественные фонды, а не на султанские яхты для боссов. Туда входила а) военка б) социалка в) стратинвестиции.
 За счет мега-эксплуатации удавалось создать _непропорциональную_ для такого ВВП военку, социалку и стоить БАМы и Саяно-Шушенские ГЭС. Кап. страна с таким ВВП такого бы сроду не потянула. А тут взять и отгрохать целый моногород чуть не в 500 тыщ ради крупнейшего автозавода? пожалуйста!
 Социалка _по ширине охвата_ (качество там спартанское) вообще у комм. режимов хорошая _для стран с таким ВВП_. Даже у Северной Кореи, ага-ага. По ВВП СК на уровне Руанды, но медицина там в разы лучше. С Кубой та же история. Нищая страна, а медицина там совсем не нищая, причем именно по ширине охвата.
 Ну и военка. Сравним ВВП соцлагеря и Запада. А теперь сравним вооружения. При Брежневе даже _флот_, сравнимый с амерским отгрохали, хотя флот у России исторически всегда был слаб.
 Вот такая диалектика. Мега-эксплуататор, но тратящий свою прибыль реально на общественное благо. Прибстоимость, изъятая этим эксплуататором, скорее была таким мега-налогом, тратилась на общественное благо.
 Тут и ответ на вопросы вида "а что было не разрешить частный сектор?". А то, что частники менее эксплуататоры, чем казна, платить станут больше. Туда потянутся люди, госсектор начнет пустеть (что и произошло в 90ые). Придется либо закрывать частников и откатываться назад, либо повышать ЗП в госсекторе, иначе будет "я делаю ракеты и получаю меньше шашлычного повара или маникюрши?".
 А деньги откуда? а только за счет уменьшения общественных фондов.
 Кроме того. Госработник платит этот мега-налог, выраженный в дико заниженной цифре ЗП по тарифной сетке против произведенной им стоимости. А у частников потому и получают больше, что нет мега-налога (я не знаю, какая должна быть ставка НДФЛ, чтобы их уравнять. 60%? 80%?).
 Т.е. сотрудник частника не платит мега-налог, а госработник его платит. Отток народа в частный сектор подорвал бы бюджет, а значит - опять же уменьшение общественных фондов.
 СССР экономически был башней. Достаточно большая высота верхушки, ненамного ниже Америки, кое-в-чем и выше. Но площадь основания - ВВП - была в разы меньше американской.
 Капитализм же - это пирамида, а то и курган. Там можно достичь высот _только при большой площади основания_. Крутизна склона ограничена. Иначе осыпется.
 Капстраны с тем же ВВП, что и СССР, имели военку намного слабее, социалку намного менее массовую, образование хуже, и со стратинвестициями все тоже хуже. Зарплаты там при этом были _выше_.
 Ага, ЗП выше, а образование хуже. Его просто _меньше_, того образования. А значит - дороже, настолько дороже, что среднему человеку не по карману. Кстати, у профессоров ЗП тоже выше.
 То же самое в медицине. ЗП народа выше, ЗП врачей выше, а медицины _просто меньше_. На каждый чих в поликлинику не сходишь, только если что серьезное.
 Зато что? зато ТНП все мирового качества, Шарп вместо Ноты и Сони вместо Яузы, ну и шмотки туда же. И задешево ведь.
 Стоматология та же мирового уровня, но намного дороже.
 Вот с какого строя на какой произошел размен.

 Советские люди устали строить Башню и ходить при этом в кедах с сумками Sport из клеенки.
 Когда гайдарочубайсы обещали рай, они забыли обрисовать резкий коллапс общественных фондов, а значит - сворачивание до рудимента военки, стратинвестиций и социалки.
 Это я еще не учитываю общий спад ВВП, который тоже случился.
 Тем не менее смотрите, что вышло. В 90ые годы народ на улицах был одет _намного лучше_, чем в 80ые. Смотришь фотки горбачевской поры и диву даешься, как погано было в стране с одеждой.
 Это несмотря на большой общий спад. Одежда подешевела и стала лучше качеством, главным образом за счет открытия импорта.
 С ТНП все то же самое.
 Но... сами знаете, что с медициной и пенсиями. Сами знаете, что с военкой - разработчик системы ГЛОНАСС получает _намного меньше маникюрши_, а на авиасалоне падают истребители. Сами знаете, что с наукой - ровно то же. И ГЭС не строятся, а рушатся.
 Зарплаты в РФ до кризиса были намного больше, чем в СССР. Одних автомобилей сколько понакуплено, и не только в Москве, в Саяногорске тож. Одет народ ничем не хуже, чем на Западе. У всех, кому надо, "плазма" (мне не надо). Больше нет дефицитов (за счет свободных цен раз и импорта два). Советского человека от входа в Ашан хватил бы удар, он бы подумал, что попал даже не к эльфам, а в Валинор :)
 Но! цена за все это описана выше. Минус военка (доживаем советское наследие), минус стратинвестиции (сколько электростанций построено?), минус социалка (а пенсии сколько? а где дешевые пионерлагеря?).
 А теперь еще один негатив РФ и камень в сторону гайдарочубайсов.
 Общество является цивилизованным, если оно _сложное_. Если в нем есть много разных положенных цивилизованному обществу институтов. _Опрощение_ общества есть деградация, и не факт, что обратимая.
 Так вот, в СССР именно экономическая Башня и держала на себе положенные цивилизованному обществу институты - медицину, науку...
 В РФ же был взят курс на "ну не может страна потянуть науку, давайте ее отменим". Публично это никогда не говорилось, но судить надо не по словам, а по делам.
 Скоро науки в РФ _действительно не останется вообще_. Даже де-юре. Последний институт РАН перепродадут под автодилерский салон или там торговый центр.
 Станет бессмысленным существование вузов типа физтеха (России перестанут быть нужны спецы уровня этих выпускников), и пойдет процесс опрощения и там.
 А маникюрши и официантки будут, они никуда не денутся. И будут в намного большем количестве, чем в СССР.
 Конечно, Петровско-Разумовский базар есть шаг вперед по сравнению с советским дефицитом. Но только вот он отличается от такого же базара в древнем Угарите только пластиком и электричеством, все остальное, включая бандитов - такое же.
 И маникюрши в Угарите явно были, и менеджеры по продажам, и скорее всего - логисты и таможенные брокеры (Угарит был крупнейшим портом). А вот микробиологией и физикой полупроводников там не занимались.
 Вот и идет ползучее скатывание некогда второй державы мира на угаритский уровень.
 Что дальше? а чем платить за айфоны, плазмы и Лансеры? а только нефтью, нечем больше, ну там еще алюминий по мелочи. Но... одна ГЭС развалилась (уверен, что по какой-то посмешищно-лоховской причине по сравнению с Чернобылем, ну типа техник 2 провода перепутал), алюминия меньше стало. А если цена на нефть упадет? а Демпартия США - партия низких цен на нефть.
 Экономические заморочки 90х тут же вернутся. Как бы и ниже не упасть.
 Мы уже петростейт. Плохо Угаритам в современном мире. Не то что от Америки отстают, а и от Таиланда.

автырь конечно социал-дарвинист, но в интеллекте ему не откажешь

некоторые ляпы автора, выловлены в дальнейшем треде


Tags: история, полезное, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments