govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

О причине

голода 1891-го года.
Продолжая читать "Русский государственный кредит" П.П.Мигулина вычитал у него весьма неожиданное объяснение причин голода в 1891-ом году. Ну как "неожиданное"... Прямая причина довольно очевидна - "усиленный вывоз хлеба на экспорт" и увеличение налогового бремени на село, в результате чего там практически полностью отсутствовали хоть какие-то запасы. Любой катаклизм и село обрекалось на голод, если экстренно не оказать помощи.
Интересно другое - причины этого самого "усиленного вывоза". С точки зрения минфина таких причин две:
1. Желание накопить золото для восстановления размена кредитных денег на металлические ради того, что бы стабилизировать курс нашей валюты. Хотели этого очень давно, но русско-турецкие войны сжирали накапливаемые запасы металлической наличности. В этом смысле нам повезло, что к 91-ому таких резервов накопили весьма много (ЕМНИП свободной наличности казначейства около 200 миллионов рублей в золоте, плюсом что-то на счетах госбанка). Точную циферь сейчас искать лень, но как фат - мы в это время накапливали золото, которое получали большей частью от таможенных сборов и продажи кредитных рублей иностранцем за золотую валюту на покупку этого самого хлеба. Сделки на золотую валюту внутри страны были запрещены и напрямую за какие-нибудь фунты-стерлингов русский хлеб купить было, как я понимаю, нельзя. Ну а так как наши кредитки, в основном, и нужны были для закупки хлеба, для повышения спроса на них приходилось предлагать соответствующие объемы хлеба на продажу.

2. Проиграв Крымскую войну по причине того, что основные силы русской армии тупо не успели доехать до места событий и, что более важно, не могли бы получить нормальное снабжение в силу слабой транспортной системы, наше правительство озаботилось вопросами железных дорог. Таковых на момент проигрыша Крымской войны было, ЕМНИП, аж две штуки, одна из которых вела с вокзала в Питере в бордель казино в Царском селе. Без шуток - казино располагалось на втором этаже здания вокзала. Было сие мероприятие сугубо атракционом, причем глубоко убыточным (я про дорогу, а не казино). С этого осознания и началась долгая и печальная глава для всех последующих министров финансов. Называлась она "государственная гарантия доходов по акциям частных ж/д компаний". Выглядело это примерно так: "... сиим дозволяю обществу железной дороги ХХХ выпустить акций и облигаций на постройку Усть-Ужопинской железной дороги". Свежеиспеченное правление выпускает акции и облигации и пытается их кому-нибудь продать. По бирже ходят люди, косятся на странных чуваков с бумажками и спрашивают друг у друга - "Кто все эти ноунеймы?!" На что им и отвечают, что сие есть "представители компании, среди учредителей которой Светлейший Князь ..., Граф ... Княгиня ... !"
"Аааа!, -говорят биржевые дельцы, - тот самый князь, который балерину .... ебал?! А он что-то смыслит в железных дорогах?!"
В итоге ни чего не продается по той простой причине, что ни кто не верит в то, что такие учредители смогут получить прибыль и обеспечить доход по акциям (которые, к слову, учредители распределили строго между собой) и облигациям. Горестно вздохнув минфин дает ЦУ предыдущую версию акций с облигациями сжечь к чертям собачьим и выпустить более другие, на которых русским по белому указать, что предъявителю сей бумаги раз в год полагается процент дохода. Но буде такой окажется меньше, чем 5% от нарицательной стоимости акции или облигции, то недостающую разницу государство держателю бумаги доплатит из своего кармана. Эти уплоченные деньги казначейство, конечно, оформит как долг общества казне и даже попробует его получить обратно, но, как говорится, "неее, сынок, это фантастика!". История выкупа дезнадежно задолжавших железных дорог в казну - это еще одна, не менее печальная история...
Господа биржевый дельцы оживляются... "Шо?! Вот прямо натурально 5% гарантировано ГОСУДАРСТВО выплатит, а не эти ноунеймы?! Так це ж совсем другое дило...". Правда говорили они это, большей частью на немецком и английском языках и еще немножечко на голландском, но сути дела это не меняло. Через некоторое время просрав финансы от продажи акций с облигациями и построив кучу из говна и палок, "общество" приходило к минфину со словами "Нам тут немножко не хватило, но акции уже ни кто не покупает. Займите для нас денег, пожалуйста, и выкупите на них у нас новых акций. Ну или просто в долг дайте." Минфин горестно вздыхает еще раз и идет сам к тем самым немецко-английско-голландско говорящим биржевым дельцам, занимать у них денег. Номинально под 5%, но по факту - где-то под 6-6.5%. В серебре и золоте.
Но, как говорится, "ни в коня корм" и получив очередной кредит "общество" в очередной раз демонстрирует то, как хорошо оно умеет назначать высокие зарплаты правлению, которое ни чего полезного не делает. Дороги хронически несут убытки, государство занимает для них все новые и новые ВНЕШНИЕ займы в серебре и золоте и выплачивает за них "недоимки" по 5%-ому доходу их облигаций. Во все тех же серебре и золоте, так как акции размещались на зарубежных рынках.
К чему я все это... А к тому, что оплата процентов по кредитам на железные дороги и по выплатам за них гарантированного дохода потихоньку доползают к концу 80-х годов 19-го века до сумм порядка 100 миллионов ЗОЛОТЫХ рублей в год, что в пересчете на кредитные рубли дает 150-170 миллионов кредитных рублей. Курс этот постоянно колебался из-за чего и возникало желание его стабилизировать. Указанные выше суммы - это только оплата ПРОЦЕНТОВ и медленное погашение ЧАСТИ займов, рассроченых на сроки в 40-80 лет. Там целый зоопарк разновидностей займов из-за чего их не очень охотно покупали за бугром. Тупо неудобно и не везде продать можно. Для осознания масштабов - примерно в таких же суммах в конце 80-х исчислялся годовой бюджет военного ведомства. Проблема в том, что траты того же военого ведомства производились в кредитных рублях, которые в крайнем случае можно было допечатать и ВРЕМЕННО выпустить в оборот, зачтя как ВНУТРЕННИЙ долг государства, а вот с оплатой процентов по ВНЕШНИМ металлическим железнодорожным займам такой фокус не проходил.

Вот на получение денег для оплаты процентов по железнодорожным займам и шло зерно, усиленно выкачиваемое из деревни и оставляя ее вообще без каких-либо резервов. Помнится, свет наш Иосиф Виссарионый говаривал по поводу инустриализации, что либо мы столетнее отставание пробежим на десяток лет, либо нас раздавят. Так вот. перед клятым царизмом стояла во многом похожая делема с железными дорогами. И ровно так же как у большевиков, у цаизма не было иного источника столь обширных ресурсов кроме как досуха доить село. С качеством освоения у царского правтельства дела обстояли "так себе". От того и результат - в Русско-Японскую имеем тонкую нить Транссиба с паромной переправой на Байкале, на котором висит вся группировка войск в Манчжурии. Не то что бы тогда Россию насмерть раздавило, но яйца прищемили изрядно.

Что бы два раза не вставать - в конце 80-х, начале 90-х годов 19-го века наши "путишественники" ежегодно просирали на различных Куршавелях суммы порядка 30 миллионов ЗОЛОТОМ. Вот это самое куршавельское золото так же обширно полито кровью умерших в ходе голода. К вопросу о вкусе французской булки и РКОП.


Продолжая осмыслять книгу Мигулина, нашел еще одну очень интересную причинно-следственную цепочку, ссылок на которую ранее не встречал.
Если попробовать раскрутить клубок противоречий, приведший нас к революции, то в сильно упрощенной форме картина будет следующей:

Деревня изнемогала под тяжестью налогов и выкупных платежей. Выкуп земли растягивался на несколько поколений, каждое из которых вынужденно было отдавать последнее ради одних только платежей и не имело шансов что-то скопить для развития своего хозяйства и повышения его КПД. Возникает вопрос - а почему платежи такие большие?

Нагрузка на деревню велика по той причине, что хлеб нужен для поступления валюты для выплаты процентов по дорогим внешним займам. И тут вопроса сразу два: почему займы были внешними и почему они были дорогими? Ведь займы для немцев и англичан обходились почти вдвое дешевле. И дело там не только в нарицательном проценте, который у английских "консолей" (займ в рентной форме, когда заемщик обязуется ежегодно выплачивать процент, но в принципе не обязуется погасить займ к какому-то конкретному сроку) составлял 3%, а у наших бумаг нарицательный (номинальный) процент долгое время равнялся 5%. Собака зарыта в том, что у тех же бритов нарицательный процент совпадал с действительным и продавая займ на 100 фунтов государство на руки получало 100 фунтов. Плюс минус несколько фунтов. У нас же "выпускной курс" иногда доходил до "80 за 100" и продав 100 рублей долга на руки получали только 80, но платили 5 рублей (5% со 100 рублевого номинала) в год. Реальный процент по такому займу был не 5/100, а 5/80=6,25%.

Так почему же у нашего государства процент по займам был столь велик, что обслуживание этих долгов довело деревню до крайности к привело к революции? Для этого надо посмотреть на то - КОМУ и КАК продавались долги нашего государства. Начать надо с того, что долги эти были большей частью ВНЕШНИМИ. То есть размещались за границей. Сейчас принято смеяться над некоторыми иностранцами, которые считают, что Россия - это остров или что-то вроде того. В те времена осведомленность о России была на еще более печальном уровне и для какого-нибудь голландца или француза наша Россия-матушка была неведомой Попуасией в которой медведи играют на балалайках и не понятно, что там творится и вернут ли деньги. Наши бумаги, не смотря на аккуратность платежей, рассматривали как РИСКОВАННЫЕ. Тупо по причине отсутсвия какой-либо внятной информации для "большой публики". Этот такой контингент из большого количества профанов, которые из всей экономики знают только слово "процент" и которые лопоухо верят всему тому бреду, что пишут в местной прессе местные же биржевые спекулянты, которые кровно заинтересованы в том, что бы цены на те или иные бумаги менялись в нужном им направлении. Вот эта братия "публику" отоваривала лапшой на уши по полной программе. А наши финансисты по большей части молчали. Просто потому, что для продвижения своей повестки европейские СМИ нужно было ПОКУПАТЬ. Иногда в самом прямом смысле этого слова. И ни для кого это секретом не было. И продавать СМИ за бугром вовсе не торопились - ни кому не нужны конкуренты в деле облапошивания лохов. Заводить свои собственные, с нуля раскрученные издания, мы не сподобились.
Еще одной проблемой размещения займа за рубежом была проблема работы с конечными клиентами. Наши займы покупали тамошние спекулянты и мелкие капиталисты, для которых были важны удобство получения процентов в отделении с шаговой доступностью и возможность оперативно продать бумагу, если к тому возникала потребность. Были еще и тамошние банки, но у них был свой интерес о котором чуть далее. Собственно, своих отделений у нас за бугром не было и получение процентов для держателей бумаг могло бы стать цирком с огнями и конями. Вот с этим и связан тот самый интерес забугорных банкиров, котор
Tags: история, хруст французской булки, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments