Находясь в окружении хищных и изобретательных капиталистических акул, выдумывающих всё новые и новые ухищрения, имеющие цель урвать у людей кусок портмоне, задумался о том, а не может ли произойти такая ситуация, когда новоизобретения в области снаряги будут действовать против пользователя.
Ведь граница всё же должна быть, дальше которой новые навороты просто невозможны. Учитывая главную суть капитализьма, то есть РОСТ - этот капитализьм всё равно должен перешагнуть эту границу, и продлолжать изобретательство дальше. Многие уже заметили, что практически во всех областях новые продукты (товары) служат меньше - и иногда намного меньше - чем их прежние аналоги. Можно ли исключить то, что когда-то в области снаряги будет производиться реальная вредятина? Я вот не уверен.
Есть ещё одна сторона новшеств и их "перепроизводства". Перепроизводство видишь реальное, когда сравниваешь старые и новейшие каталоги различных производителей, а также сравниваешь выбор товаров в современных магазинах с тем выбором, который видел лет 20 назад. Плюс к этому активная пропаганда в СМИ, и особенно в интернете. Суть этой "другой" стороны в том, что определенными, ранее казавшимися доступными только определенному кругу людей, видами спорта, начинают заниматься все подряд. По опыту общения с европейскими "горниками" в конце 80-х/начале 90-х годов, практически все более или менее обладали соответствующими знаниями (опасности определённых типов рельефа, "временные" закономерности погоды, снаряжение); сегодня в разговорах с очень большим количеством встреченных людей просекаешь, что этими знаниями они не обладают, а посему отсюда вытекают кучи каких-то неудавшиеся из-за погоды даже простейших восхождений, жуткая, опасная для жизни "страховка" (например, на виа ферратах простая динамическая веревка с одним карабином), поздние старты на восхождения с вытекающими из них обстоятельствами и т.д.
ПРИМЕРЫ
Хорошие добротные вещи формировали свой облик десятками лет. Они делаются из натуральных материалов, достаточно универсальны и служат долго. Все это хорошо для пользователя на совершенно невыгодно для производителя.
Улучшить хорошую вещь практически невозможно. Это всегда компромисс, и улучшая в одном неизбежно ухудшаешь в другом. А улучшить хочется, чтобы было что рекламировать. Что и делается:
1. Выбирается один из параметров и он улучшается в ущерб всем остальным, а пользователя убеждают, что только это и важно. В мониторе самое главное скорость отклика, в CD приводе была скорость вращения, у телефона толщина корпуса, у туристских ботинок дышимость. В результате все остальные параметры ухудшаются в ущерб одному, который на деле настолько не важен и не критичен, что проверить и предъявить претензии невозможно.
В ботинках из натуральной кожи можно было с приемлемым комфортом ходить и летом и зимой и в жару и в снег и по болоту. В горетексе в очень ограниченных условиях комфорт выше, а в остальных хуже. В результате на хороший поход надо иметь три пары разных ботинок.
2. Еще лучше улучшать параметр, который пользователю вообще не нужен или добавить в товар новые, совершенно не нужные или совершенно не свойственные ему качества. Тогда появляется широкий простор для нововведений, а поскольку функция реально второстепенная то к ее качеству претензий не будет. Главное убедить пользователя, что ему это позарез необходимо. С этим прекрасно справляется реклама. Уже не бывает телефонов без фотоаппарата, а скоро не будет без видеокамеры и GPS. И можно продавать хреновый телефон с хреновым GPS но лучшим чем у конкурентов.
Я не удивлюсь, если через пару лет все туристские ботинки будут выпускаться с встроенным дезодорирующим блоком. И если от ботинок не будет на 50 метров жутко вонять фиалкой или сосной, то все будут говорить, что это отстой и прошлый век. А мы тут на форуме будем спорить что лучше, твердый заменяемый блок или емкость с дезодорантом, заправляемая через штуцер.
3. Еще один рекламный ход - широко известный в узких кругах бренд. Вам объясняют, что если вы ходите в походы, то все что делается для охотников, лесорубов, спецназа вам не подходит и сравнивать с ним снаряжение, предлагаемое "известной фирмой с мировым именем" ни в коем случае нельзя. В результате все конкуренты за бортом и можно втюхивать любое дерьмо. Если номер не проходит по причине появления еще одного "бренда", можно предлагать снаряжение именно для альпинизма или для альпинизма "исключительно в Альпах" или ботинки "специально для подъема на Говерлу".
Меня всегда умилял Петцель, который только пару лет назад научился делать нормальные фонарики, которые уже десятки лет делает, к примеру, тот же OSRAM. Но осрам в туристских магазинах не продают.
4. Можно придумать что-то или взять что-то из другой отрасли, туристу совершенно не нужное или почти не нужное, и убедить его, что без этого обойтись ни в коем случае нельзя. В рюкзаках уже есть поилки, скоро появятся кормилки, а там и дроч%*%№. Польза от них несомненно есть, как и от надувной подушки, газовой лампы, раскладного стульчика, колесиков у рюкзака, вентилятора на шляпе, светоотражателя на пятках...
Если мне хочется взять в поход, что ни будь ненужное, я беру. Для удовольствия. Но немного и не всегда и не в любой поход.
5. Высший пилотаж. Реклама стала настолько мощной, а люди настолько оболванены, что можно драть с людей деньги не давая им вообще ничего. Можно организовать шумную, яркая, каждодневная массированную рекламу не предлагающую , чего то, что можно подержать в руках. И люди понесут свои деньги и буду полностью уверены, что им что то дали.
Можно продавать не товар, а скидки, акции, подписки, бонусы, программы лояльности и прочий мятый словами воздух.
Причем ловятся на это не только покупатели но и производители. Они уже не производят того, что нужно покупателю. Они производят то, что нужно рекламной фирме, чтобы круто прорекламировать.
Я не знаю сколько миллионов выложил МТС за жуткое кровавое яйцо, но снимаю шляпу перед фирмой, которая смогла убедить их, что это круто.
Я уже не говорю про депутатов и президентов, которые изображают из себя идиотов, по рекомендациям доящих их не менее безмозглых, но уверенных в себе бездельников, громко называющих себя имиджмейкерами, политтехнологами и прочей непонятной, но внушающей у дебилов уважение, лабудой.
- Что у вас там на полке?
- Утюг.
- Дайте два.
(Илья Ильф, Евгений Петров, "Записные книжки", 1925-1937)
Много, конечно, понаписано в этой ветке, но всё же почти в каждом сообщении можно пронаблюдать сходные моменты. Топик создавался, конечно, не для флуда, а для того, чтобы изложить свой взгляд и спросить других пользователей форума об их точке зрения. Слово "пользователей" выделено, посколько идёт речь также и о пользователях снаряжения. Естественно, что топик мог не всем понравиться - производитель или продавец снаряги вряд ли был бы им вдохновлён и, может быть, даже захотел бы отвлечь от этой темы или поскорее избавиться от неё, отправив её в раздел "Флуд", но это вполне естественно. Однако, в форуме всё же представлены в большинстве своём обычные пользователи, и именно им и была адресована эта тема.
Некоторые вещи удивили, и удивили сильно. Фраза "на улице 2009 год а вы про рекламу, рынок и "зомбированную нынешнюю молодежжьь", скорее всего (я надеюсь), хорошая шутка с подстёбцем, иначе ситуация понята с точностью до наоборот. Именно сегодня, а не в прошлом веке, манипуляции имеют вселенский масштаб, и во многом благодаря интернету, используемому не только для явных дезинформаций, но и для скрытых манипуляций, причём - в отличие от написанного на бумаге - проводимых мгновенно и с неизмеримо бóльшим охватом населения, минуя все существующие государственные границы.
В ответах в этой ветке хорошо видно осознание (а не отказ, выраженный фразой "а ну, чего там думать) того факта, что уже нарушена схема "спрос определяет предложение". Ясное дело, что на производстве работают специалисты, знающие свою область, а также продукт тестируется "в поле" тоже специалистом. Однако пользователь не стоит в очередях перед фирмами-производителями, чтобы сообщить им о том, какую "пиписюльку" этим фирмам стоит накрутить на ледоруб, треккинговую палку или кошки. Как результат происходит почти ежедневное рождение всё новых и новых "систем", имеющих самые загадочные названия и часто сомнительный смысл, и эти "системы" незамедлительно (а не дай Бог, конкурент вдруг такое скопирует) регистрируются как торговые марки. Мозги разбегаются в стороны от такого обилия. Капитализм выбирает стратегию "расчленения" области использования на (часто даже выдуманные) подобласти, и уходит от универсальности - и это понятно, поскольку задача этого капитализма ясна, и также понятно, что при гигантском выборе продано будет больше. Хорошим примером в своё время было возникновение термина "approach" в обувной области - в буквальном смысле слова появление "approach shoes" на прилавках вынуждало пользователя задуматься о том, что ему необходима специальная обувь для "подхода или приближения" (англ. "approach") к точке, где начинался "экшн", то есть, к горе или скале. С тех пор, отправляясь в горы, я таскаю на своём хребте три пары обуви. Шутка.
Мало того, фирмы не просто клепают нам отличное снаряжения, думая только о нас. Думают они очень много также и о конкуренте. В этом есть и плюс - в борьбе с конкурентом может родиться ("выкристаллизоваться") некий идеальный вариант. Но как выкристаллизоваться? Вот пример.
Была на свете одна фирма, производящая палочки для лыжников. И вот как-то она решила сделать эту палочку складывающейся (телескопической). Да и придумала цанговый зажимчик к палочке этой. И жить стало лучше, жить стало веселей, дело пошло. И продолжалось так долго, многие годы. И вдруг засветилась в небе ярким брильянтом (или как там правильно по-русски: диамантом?) другая фирма, которая с палочками-то пока еще ничего толком и не делала, но вдруг взяла и выкинула эту казавшуюся всем вечной цангу, да и заменила её эксцентриком. Опаньки, вуаля, гоп-стоп. И понеслось у этой фирмы, стал этот диамант сверкать во все стороны. Что делать и как быть? - вскричала первая фирма и, тихо забившись в конвульсиях, повторила то же самое. Но затаилась. Ведь нехорошо-то как получаиццо. Кстати, затаились и те, кто в палочках понимал - то бишь, засели они в кустиках в ожидании "визит-эффекта" этой первой фирмы с чем-нибудь таким эдаким удивительным, то есть тем, что раньше в Союзе прозывали "йо.твою..тьисбокубантик". И свершилось. Разломав старую лисапедку, и содрав с неё подседельный эксцентриковый зажим, прособачила эта фирма данный лисапедный эксцентрик вместо "диамантного" эксцентрика. Накосявыкуси - сила зажима перекрывает силу всех других зажимов, и зашкаливает за установленные тестирующими организациями нормы. Похоже, с предыдущим компактным эксцентриком люди бились насмерть кажинный день, иначе зачем зашкал за нормы?. Вот оно - выкристаллизовалось. А теперь давайте глянем с другой стороны - раз лисапедный подседельник тяжелее, чем другие зажимы, то возникает противоречие с ГТРС ("Главной Тенденцией Развития Снаряжения", шутка) - то есть, с тенденцией максимально снижать вес. Ну да, правильно. - сказали все, кто читает этот текст, - за счёт чего балансировать таперича будем, у других-то полегче теперь будет?. А ответ будет только один - а сходи-ка, товарисчь, поинтересуйся, не экспериментрует ли кто там вдруг активно со сплавами, пытаясь создать какую-нибудь замену самому крепкому материалу палочек, то бишь, новый элемент под названием "люминь второй". А можа енти эксперименты направлены только на утоньшение материала, который уже был? Всё может быть. Только вот, получится ли? Не стоит ли лучше обратить внимание на размеры этого самого подседельного зажимчика (да, забыл, их ведь два), а то больно неказист, выпирает, да и за ноги цепляться норовит. [если кто заинтересуется, на сайте у меня лисапедка уже описана].
К теме о том, становится ли снаряга хуже, у меня ответ будет только такой: похоже, там, где идёт очень активная борьба за снижение веса, такое имеет место быть. Пример из любимых затей - коврики. На эту тему опять сказочка.
Жил-был такой Комбриг, и как-то накупил он ковров самонадувных, дорогих, у одного американского деятеля. В момент покупки этих ковров деятель этот был единственным, кто эти ковры делал, сегодня делают многие, но всё же деятель и сегодня всё равно делает самые лучшие. И самое главное, твердит, что делает ковры сам и у себя дома (что очень хорошо, конечно, поскольку другим поручишь, так они стырят что-нибудь). Ну вот, купил эти ковры Комбриг и стал на них лежать. Тута полежит, тама полежит, все хорошо. И главное, не ломаюццо ковры, аж больше 20 лет, хотя Комбриг на них везде лежал, лежит и будет лежать. Да, забыл сказать, у деятеля этого (продавца) враг один был - тощий, плоский, но за счёт своего веса всегда побеждающий этого продавца ковров-самонадуваек. Было у этого тощего врага еще одно огромедное преимущество - живучесть. Ткнёшь его ножом в бок, а ему ничего, живёт дальше. Но не это "доставало" продавца самонадувных ковров, а только вес. И подсел этот продавец на диету, да и довёл себя до такого состояния, что местами стал весить меньше, чем тот тощий. Стал привлекательнее, хотя на холод больше реагирует (как говорят: хуле, ведь жиру мало). Ну вот, проходит время, и замечает Комбриг повсеместно разговоры какие-то непонятные - то на Украине, то в России, то в Германии, а то и в Штатах - чтой-та все пишут о том, что что-то там по этим самонадувным коврам скользит. Присмотрелся Комбриг к своим коврам - ничо не скользит, да и не припомнить, чтобы скользило. В че же дело? Ну, надо посмотреть, какие там ковры растакие новые? И не узнал Комбриг ковров, все понятно со скольжением стало. Ведь, чтобы похудеть, этот американьский продавец не только отсосал жир, нарезав под кожей всяких интересных дырочков, но ещё и кожу себе отполировал а ля Джексон, да и шерсть зашкурил. Изобретательный какой, сцуко, за счёт кожи экономит. Ужость. А как попал в руки Комбригу ковёр с кликухой Трэйл, бросился Комбриг бежать, поскольку на ковре вроде как и кожи-то не было... типа, как у девственниц штучка такая... да и полетел Комбриг с размаху об пол, поскользнувшись на этом Трэйле (ведь ковёр вроде как ещё и попочным гелем обмазан был). Бросился Комбриг к продавцу - типа, что за заморочки, так и морду лица разбить можно. Да и где шерсть? А продавца на месте и нет, он теперь некоторые вещи дома не делает. А где он делает ещё? - в ужасе вскричал Комбриг, - неужели он ТАМ коврики делает, ведь он вроде только мешки упаковочные да сидения складные ТАМ делал?. Но не было ответа Комбригу, все были заняты. Ну всё, решил Комбриг, надо писать ему самому, главному, напрямую. И написал: "ежеля Вы ковры ТАМ делаете, так я Ваши коврики мною любимые покрошу шашкой комбригской нах. И гель ваш по прямому назначению употреблю... Хотя лучше будет без геля, чтоб знали". Шутка, конечно - писал интеллигентно, с уважением. И хорошо, что про гель не написал, ответ успокоительный был. "Некоторые материалы ОТТУДА, производство у нас дома" (цитата буквальная, без сокращений). Уффф... Хорошо, а то уже шашку в руках держал.
Уфф еще раз, аж нехорошо, как вспомнишь. Хорошо, что все хорошо кончается. Но уверенности насчёт "ТАМ" всё равно нет. Налицо пока что потеря всяческих иллюзий. Да ещё это гель...этот... попочный, с этой штучкой... как у девственниц... Мдя... Вспомнишь и вздрогнешь.
PS
Про гель - шутка. Но поверхность коврика отполирована до блеска.
честно утянуто с форума