Как сравнивать реальные заработки рабочих Российской империи и иностранных. В конце 1890-х средняя зарплата фабричных рабочих Москвы и Санкт-Петербурга была следующей: Мужчины - 14 р. 16 к. в месяц; Женщины - 10 р. 35 к.; Подростки - 7 р. 27 к.; Малолетние - 5 р. 08 к. Если пересчитать на российские рубли того времени, то средняя зарплата фабричных рабочих в Англии была такой: Мужчины - 21 р. 12 к.; Женщины - 18 р. 59 к.; Подростки - 13 р. 22 к.; Малолетние - 4 р. 33 к. Казалось бы, зарплата в Англии ненамного больше, но. Стоимость набора из 10 основных продуктов на семью из пяти человек составляла в Петербурге 71,63 рублей, а в Лондоне - 69,21 рублей. При этом, рост цен на продовольственные товары с 1896 по 1907 год составил в РИ 31,5%, а рост заработной платы - 13,4% (в Англии инфляция была почти втрое слабее при сопоставимом росте зарплат). Но это если с Англией сравнивать. Если с Америкой 1890-х, то просто космос: |
Мужчины - 65 р. 46 к. в месяц; Женщины - 33 р. 62 к.; Подростки - 28 р. 15 к.; Малолетние - 21 р. 04 к. (Цифры для штата Массачусетс). Если брать высокооплачиваемых угольных шахтеров, то на 1907 год будет так: Франция - 485 р. в год; Бельгия - 545 р.; Германия - 607 р.; РИ - 330 р. К 1914 году бездефицитный бюджет на семью из 5 человек (питание из 10 продуктов, отдельная комната, обучение детей, одежда и обувь) составлял в Петербурге 660 рублей в год. При 295-дневном рабочем годе рабочий должен был зарабатывать больше 2,3 рублей в день. Таких в Петербурге было 8,72%. С заработком от рубля до двух - 27,35%, менее рубля - 62,93%. Поэтому: - питались плохо и однообразно, в основном постной пищей (крупа, хлеб, овощи); - жили в казармах (семейные просто отгораживались занавесками), состоятельные снимали углы в комнатах. Это в столицах - в Поволжье, например, 40% рабочих спали в зданиях цехов, рядом со станками; - запой отца = натуральная смерть семье. Были отдельные исключения, когда хозяева фабрик и заводов действительно заботились о рабочих, но т.к. это все было целиком на их совести, то подобные начинания никакой системности не носили. Кстати, отпуска по родам для работниц тоже были целиком на совести хозяев - где-то давали за свой счет, а где-то просто увольняли при невыходе на работу. Отдельные продвинутые хозяева создавали при заводах ясли (родила - сдала туда ребенка - встала к станку), но опять же - это отдельные и бессистемные случаи. Дореволюционную статистику наглядно подбил В.В. Волков в статье "Повседневный экстрим русских рабочих" в сборнике материалов конференции ЛГУ "Экстремальное в повседневной жизни населения России: история и современность (к 100-летию русской революции 1917 г.)", Спб., 2017. Цифры, повторюсь, средние по больнице |
PS
В. Похлебкин в книге "Кухня века" пишет:
"Положение народных низов в России, как промышленных рабочих, так и крестьянства, было особенно тяжелым, если сопоставить его с положением тех же социальных слоев в Западной Европе. Русский простолюдин тратил в год на пищу в среднем примерно 20 рублей, в то время как французский рабочий питался на 76 рублей, а английский — на 103 рубля в год.
В рационе русских крестьян преобладала растительная пища; мясо, яйца, сало, масло потреблялись в ничтожных количествах, даже если они и имелись в хозяйстве, ибо эти продукты шли исключительно на рынок, для получения денег. Даже зажиточные семьи в деревне, так называемые кулаки, которых создала столыпинская реформа, потребляли не более 20% продуктов животноводства, а у деревенских бедняков доля этих продуктов в рационе была вдвое ниже.
В работе Е. Варба «Наемные сельхозрабочие» приводилось типовое, обычное меню батраков, упрощенное до предела: за завтрак — черный хлеб с водой, на обед — каша и черный хлеб, на полдник — черный хлеб с водой, на ужин — жидкая кашица и черный хлеб. На 40 человек сельхозрабочих хозяева-хуторяне отпускали один фунт масла (409 г), по 10 г на человека в день (в обеденную кашу!).
Не лучше питались и промышленные рабочие в городах. По данным профессора Ф. Ф. Эрисмана, единственный источник получения белка для рабочих — это черный хлеб и гречневая каша (75%). По данным на начало первой мировой войны (1911—1914 гг.), питание рабочих еще более ухудшилось. Фабричный инспектор С. Гвоздоев подсчитал, что на фабриках Петербурга рабочие могут тратить на еду лишь от 5 до 7 коп. в день, и что кроме хлеба и каши им достается не более 50, а то и 45 г мяса в день. Главными предметами питания являлись капуста и картошка, а также крупы (перловая и гречневая) и, самое главное, ржаной хлеб. Рацион русского рабочего в столице был совершенной противоположностью рациона английского рабочего в этот же самый период. Англичанин в течение недели съедал 5 фунтов говядины (свыше 2 кг!), 0,56 фунта свинины (225 г), 1,66 фунта телятины (664 г), 1,66 фунта бекона (664 г), 8—9 яиц, 350 г сыра и выпивал 8,5 бутылок молока, а также 4 пинты пива. О такой высокой обеспеченности белками не мог в то время мечтать даже мелкий российский чиновник!"