govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

книга

«Исторические корни волшебной сказки» Проппа.
Почитал вчера «Исторические корни волшебной сказки» Проппа.
Не, я не питаю ни малейших иллюзий про общества с мезолита по раннее железо,
но эмм, оттуда доктора Лектера выгнали бы.
Или на всякий случай принесли в жертву.
За возмутительный гуманизьм, незлобивость и доброту душевную аки у кота Леопольда.
И Слаанеш с Кхорном следом бы выпнули.
Добрые предки были.
В общем-то решительно у всех.
И не так уж далеко от нас вся эта мракобесная хтонюшка.
*
это огромный массив этнографических данных по обществам на сходных ступенях развития, собранный в XVIII-XIX веках, там очень многое совершенно типично от Австралии до Аляски
*
по Проппу сказки это уже по сути отражение гуманизации общества, с отвержением той дичи, которая творилась ранее.
А вот до их возникновения бабы Яги и прочие, с ритуальным каннибализмом и инициатическими пытками были не сказочными злодеями, а почтеннейшими членами общества, хранителями устоев и духовных скреп
*
Один археолог, копавший курганы, на территории современной ПМР и Донецкой области, приводил описание горшков с кашей, перемешенной с с изрубленными младенцами, жертвоприношения молодых женщин, причём одну девушку нашли со следами связывания и ее закопали живой. Все это датировалось верхним неолитом и ранним энеолитом. К сожалению, название не помню, но что-то о курганах и автор копает до сих пор на территории ПМР.
*
читал в своё время неадаптированные сказки народов севера (чукчи, коряки и т.п.), а через некоторое время после того - индейцев южной америки.
это пиздец, да.
*
Неадаптированные сказки братьев Гримм тоже хороши.
*
Неадаптированные сказки Афанасьева ( не "Заветные", а там , где " распорол он ножом булатным ей чрево белое" и прочее " кровь- кишки ") тоже в детстве запомнились)
*
тогда редко кто умирал естественным способом)
В V в. н.э., например, на ранней фазе прусской культуры местный житель мужского рода жил в среднем 40 лет (данные антропологии).
у папуасов до не давнего времени у мужчин основная причина смертности были убийства. Как и у шимпанзе. Причём в новой Гвинее очень давное производящее хозяйство
*
А по Леви-Брюлю в общем понятно, отчего во многом. Когда не просто запредельный уровень бытового насилия, ещё и с рацио всё плохо. Суеверия во все поля, наглухо магическое мышление, и если на родича упал сук или его задрал медведь, надо не осторожнее быть, надо срочно найти и убить колдуна
*
Видишь незнакомца - убей его)
*
Вот инфантицид ушел последним, то есть вообще не ушел. Периодически даже во Франции судят какую-нибудь тетку: но почему? Пять младенчиков, мадам, но как так? Зачем? А она ничего ответить не может, а в глубине души думает: да что они придираются, в нашей деревне всегда так делали.
До начала XX века включительно,   это вообще было практически общепринятым и без тени рефлексии
Простая психзащита: я не убил(а), я просто не кормил(а), сам помер. Во Франции была целая индустрия: отдавали "кормилицам", платили один раз, и все знали, за что, но блюли приличия.
*
не удивляться, а лишний раз напомнить ностальгирующим по старым-добрым временам, насколько добрыми те были%)
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments