govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

О европейскости

«Мы ментально больше европейцы, чем... некоторые страны ЕС» – сказал вчера в интервью президент Украины.

Это заявление созвучно содержанию одного из «круглых столов» недавно прошедшего в Одессе Литфеста – «Panel Discussion: The Dream of Europe», участниками которого были украинские интеллектуалы с одной стороны, и европейский журналист и писатель Оливье Гес с другой (ссылка на запись в первом комментарии).

Поскольку беседа была долгой, а качество звукозаписи – не слишком высоким, постараюсь вкратце передать общий смысл сказанного.

В начале беседы господин Гес рассказал о том, какие именно проблемы в настоящий момент Евросоюз видит для себя наиболее актуальными. В ответ украинские интеллектуалы разъяснили ему ряд важных вещей.

Во-первых, заявили они, Евросоюз не понимает, какие проблемы для него на самом деле актуальны. Во-вторых, они, украинские интеллектуалы, в отличие от Евросоюза прекрасно понимают, какие проблемы в действительности актуальны для Евросоюза, а то, что Евросоюз считает проблемами – на самом деле никакие не проблемы, а, напротив, самое что ни на есть благо. В-третьих, продолжили украинские интеллектуалы, пора бы Евросоюзу вырваться из пучин солипсизма и, наконец, посмотреть на себя по-настоящему глубоко и объективно, а именно – глазами украинских интеллектуалов. Потому что, в-четвёртых, только так Евросоюзу станет, наконец-то, ясно, что украинцы на самом деле значительно европейскее, чем нынешние европейцы Евросоюза, и по-хорошему надо было бы, конечно, присоединять Евросоюз к Украине, но – так и быть, они не гордые, и, поскольку гора не идёт к Магомету, украинские интеллектуалы не возражают против того, чтобы сначала Евросоюз по-быстрому присоединил Украину, а уже потом украинские интеллектуалы займутся наведением в Евросоюзе порядка в сфере представлений и картины мира.

Риторика эта при всей её забавности видится мне занятным отражением смены эпох.

Для человека эпохи Модерна ценностью был прогресс, и все человеческие сообщества рассматривались через призму представлений о прогрессе. С этой точки зрения, примером, городской уклад расценивался как более прогрессивный, а, следовательно, был совершеннее и правильнее архаичного деревенского, и крестьянин, переезжая в город, осознавал необходимость меняться и приспосабливаться, перенимая городские правила и представления в том объёме, на который оказывался способен.

Массовая культура низвергла прогресс с пьедестала; теперь ему отведена роль обслуги при новых главных ценностях – комфорте и безопасности. Представления о прогрессе подверглись существенному пересмотру, если не коллапсу, и сводятся теперь едва ли не исключительно к научно-техническому прогрессу. Гуманитарная сфера, утратив «стрелу развития», пропиталась тотальным релятивизмом, и в итоге откровенная архаика предъявляет претензии на равные права с современностью, требуя уважительного отношения ко всем своим дремучим заблуждениям и ритуалам.

Нынешний крестьянин, переезжая в город, привозит с собой солому и дидухов, деревенские правила и обрядность, сельскую этику и эстетику, и искреннее возмущается в ответ на косые взгляды горожан: ведь он точно знает, как надо жить в городе. Точно так же, как в его родной деревне, потому что именно так лучше всего, и это ему очевидно.

Городские фармазоны в штиблетах по скудоумию своему не понимают этой простой истины? Ну, ничего, так и быть, он их научит.

Tags: полезное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments