govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

В деревню, в глушь, в Самару

Дикий русский народ 150 лет назад тоже думал, что художники душу крадут
Принято потешаться над африканскими аборигенами, которые запрещают себя фотографировать из-за уверенности, что таким образом лишатся души. Она перейдет на снимок, фотограф ее украдет, и уедет с ней, проклятый дьявол. Художник Илья Репин оставил подробнейшие воспоминания, в которых описывается эпизод, как он работал над будущими «Бурлаками на Волге» с русским народом всего-то 150 лет назад. Та же история.



Вместе с друзьями-художниками в 1870 году он все лето прожил на этюдах на Волге в 15 верстах от Самары, зарисовывая виды природы и портреты местных жителей. И если в пейзажах недостатка не было, то с крестьянами сразу возникли проблемы.

Первым делом Репин пытался нарисовать портреты девочек, пообещав по пятаку каждой, кто просидит спокойно полчаса. Закончилось тем, что прибежали их матери, побросали на землю полученные монеты, а толпа крестьян скрутила Репина и потащила разбираться, что за сатанизм тут происходит. Чтобы прочитать сопроводительную бумагу от Академии художеств, пришлось вызывать из соседнего села писаря, в этой деревне грамотных не было.

Репин хотел нарисовать мужика, сторожившего пруды-садки с рыбой, но тот наотрез отказывался. Но через некоторое время согласился, запросив 20 рублей.

«- Разве это возможно? - спросил я.
- А душа-то? - взглянул он дерзко на меня.
- Какая душа? - недоумеваю я.
- Да ведь вы, бают, к антихристу пригоняете!
- Какая выдумка! Вот вздор!
- Ладно, брат, мы все знаем! Послухай, что народ баит. Теперь, бают, он с тебя спишет, а через год придут с цепью за твоей душенькой и закуют, и погонят ее к антихристу».

После почтительного визита станового пристава, то есть большого начальства, отношение крестьян стало еще хуже.

«- Это, брат, неспроста. Известно, от антихриста его слуги. А в будущем году всех, кого спишут, закуют большой цепью и погонят прямо в пекло. А деньги их - черепки: только перекрести из с молитвой, вместо денег одни черепки в руках останутся».

Рисовать себя позволяли только самые отпетые - то есть бурлаки. Собственно, еще и отсюда происходит знаменитая картина. Но и те считали свое дело пропащим.

«И нам пришлось наблюдать это перекрещивание наших пятаков. Из окна видно было, как трое бурлаков, получивши плату за сеансы, стали крестить на ладонях деньги и долго таинственно толковали».

А когда Репин рисовал на берегу центрального персонажа картины - угрюмого, черного бурлака Канина, на картине он идет впереди с повязкой на голове, вокруг все вымерло.

«Несмотря на воскресный день даже и близко не подходили. В их глазах у барки бурлаков совершалось нечто роковое - человек продавал антихристу свою душу».

Вот такой дикий русский народ всего-то 150 лет назад.
Tags: хруст французской булки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments