govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

Как в 90-е нырнул

Резервная армия труда генерала Стандершельда
Итак, с 1 января 1863 г. командир ТОЗ генерал Стандершельд путем искусных интриг стал арендатором завода. Как же он собирался вести дела?
Прежде всего были использованы преимущества новых технологий. Заварка стволов - давшая имя тульской улице Заварной, где часто жили кузнецы-надомники - была заменена сверлением болванок. В результате удельный вес надомников сократился с 62% до 48%.
Сокращались и заводские работники - численность оружейников с 1860 по 1868 гг. упала на 21%.
Для оставшихся в заводе был установлен четырнадцатичасовой рабочий день, урезана задельная плата. Из 15 р. 88 коп., выплачиваемых казной за винтовку, оружейники получали 10 р. 73 коп., включая материалы. 5 рублей 15 копеек составлял коммерческий доход Стандершельда (не вложившего в дело ни копейки...)
О ситуации писала пресса - это была первая эпох Гласности. 17 ноября 1865 г. в "Санкт-петербургских ведомостях" появилась статья "Несколько слов об отдаче в аренду Тульского оружейного завода", написанная Н.Колюпановым.
Но что же заставляло казюков наниматься к "арендателю"?
А резервная армия труда, описанная Марксом. Стандершельд мастерски воспользовался этим приемом. Оружейников он сократил так сильно, что первые годы не выполнял наряда в 60 000 ружей в год.
В 1863 г. было выработано только 48 000.
В 1864 г. - 52 200.
И только в 1865 г. - 68 000.
22 ружья в год на каждого из трех тысяч рабочих. Каждому из которых в спину дышали оставшиеся без работы вообще, готовые работать на тех же тяжелых условиях.
Санкций со стороны казны за невыполнение гособоронзаказа не было. А давление на работников со стороны безработных приносило Стандершельду весьма ощутимые доходы. Около миллиона рублей за время арендного управления. Просто за счет благоволения со стороны великого князя, отдавшего завод в аренду.
Но в 1868 г. в Тулу пришла железная дорога. И монополия "арендателя" на работу кончилась. Мастеровые по железу были нужны и дороге, и тем мастерским, кто работал на рынки столиц охотничье оружие, замки, инструменты... Лучшие ушли к частникам. Оставшиеся работники начали с еще меньшей заботой относиться к заводскому инвентарю, на обновление которого Стандершельд с 1863 года не тратился. Но это уже другая история.

(История Тульского оружейного завода. 1712—1972. М. 1973 г. С. 68-77)
Tags: история, ничего не меняется, хруст французской булки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments