govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

Простые развлечения простых людей

суровые пацаны из старой вологодской деревни

Вологодские носили в голенищах огромные тесаки.
Их праздники заканчивались поножовщиной.
Отмечали они то же, что и у нас – Заговенье, Девятую и Гулящую – летние дни перед сенокосом.
Нам было до них тридцатку болотом, но мы не пропускали их дней, а они приходили на наши.
Поэтому-то у нас тоже начали носить ножички.
Таскали и фунтовые гирьки на железных цепях – в драках ими проламывали головы.
***
До пятидесятых милиция этими делами не интересовалась.
Разбирались только если пришибали кого-то важного – бригадира или, не дай бог, председателя.
Соседа Кольку, погодка и родственника зарезали в собственной избе.
У него собирались на танцы.
И вот в самый разгар бесед стук. Колька вышел на мост и без лишних слов получил лезвие в сердце.
Кто, почему?
Теперь больше не вспомнить.
***

Дядя – он был старше на десять лет - первый послевоенный призыв – прятал в голенище наган.
Рассказывал, что тот спас его раза три в ситуациях «гуляю один по чужой деревне».
Ствол он в итоге сдал - в конце пятидесятых, когда гуляние подприжали.
Традиции ушли с его поколением.
***
У нас ножичков больше не было, мы дрались тем, что попадалось под руку.
Я уже работал шофером, когда за нашим домом под мельницей, которую построил мой прадед – эта мельница сегодня стоит в Костроме - шестеро наших прижали одного вологодского.
Шли на него с кольями, а он отбивался жердиной.
Я наблюдал за дракой из окна и увидел, как к вологодскому со спины подходит седьмой.
Он аккуратно уронил его, и прежде, чем я успел выскочить и разнять, вологодского парня убили.

***
Совега
Это такой хулиганский медвежий уголок. Ещё и с плохими соседями.
Оборотная сторона - все люди там сказочно добрые. Тестостерон доброте не помеха, наоборот.
*****
****
вологодские наводили ужас на совеган а совегане наводили ужас на дьяконовских (забыл какая кликуха у дьяконовских была).
Совегане были сами вологодские.
Только переписанные.
Конфликт был большой из за того что одно время призывной пункт для Совеги был в Дьяконово.
То есть совегане шли в логово к врагу
Еще с Никола-Чудцы шибко драчливые были, тоже солигаличская сторона. "Чудцы" там все окрестные как огня боялись, били всех смертным боем))
Вологодские сами делятся на десятки подгрупп.
кстати, там же недалеко Сухона, а в тех местах по Сухоне ареал "митрополов
" и дальше "кокшаров", а это как раз зона ростово-суздальской колонизации Севера, словено-меря.
А "кокшары" вообще не понятно откуда, сам по себе этноним идентичен аж марийскому)
может совегане с "вологодскими" дрались как раз по причине каких-то давних родственных тёрок,
Совега же видимо явные выселки со стороны Сухоны...

***
За что били вологодского?

Неужели просто так всемером на одного?
в НХЛ хорошо - всегда есть объяснение от комментаторов.
***
Зафиксировала локально-групповое прозвище вологжан "ножовики.''
***
В 56 году к нам в полк пришло пополнение из Вологодской области.
Сразу после прибытия наш хитрый старшина Саенко устроил шмон.
Почти у всех были ножи.
Не консервные, и не колбасу резать.
Он к каждому ножу привязал бирочку с фамилией и спрятал сейф.
С
казал, что отдаст при демобилизации.
На самом деле отдал раньше - обстановка у нас была мирная

***
Обычно "подранков" доставляли к моему деду, сельскому врачу, который зашивал пострадавших.
****
В середине 70ых засапожные ножики ещё были в ходу по деревням, где жили мои дедушки-бабушки.
Это Матвеево, Ковизино (нет его уже), Григорово, Ноколо-Ширь и тд, вплоть до райцентра Парфеньево.
Они там все грибники отчаянные.
Кругом леса нехоженые.
Пойди
-разберись, что они там резать соберутся по пьяной дыне, свистульку из черемухи, гриб груздь или бок пацана из соседней деревни.
Да там по дороге с танцев домой, можно было, что тогда, что сейчас мишку бурого встретить.
И встречали и до дома с танцев не доходили.
Так что ножик в сапоге вещь нужная была.
Хотя и поленницы с жердями тоже быстро шли в ход по надобности.
В конце 80ых в областном центре - Костроме прямо на центральной улице Советской происходили массовые драки гражданских с химдымовцами (курсантами кввкухз). Пацанов разводили по разным тротуарам многочисленные менты и дежурные офицеры.
И все равно свалка происходила и заканчивалась тяжкими повреждениями с обеих сторон

***
Да и в творчестве народном отражалось про «добра молодца» на новом витке.
Строчки из "мужских частушек" с родины Пуговкина:

«А кто затронет рамешей –
Заработает ножей!»
****
. О лютых драках на кураже с кольями - сплошь и рядом, в основном как продолжение праздников - того же Заговенья, Духов день, и многие другие,
причем каждая деревня была как-бы базой для каждого конкретно
го праздника.
У одного из дедов были два шрама всю жизнь - от кола из забора, и от рашпиля, но рассказывал он об этом всегда на позитиве,
. Колом, кстати, ему заехал брат мужа сестры, с которым потом не раз вместе делили и счастье и беды.
А практика таскать ножи в голенищах была нормой, и остается и сейчас, думаю.
Я и сам знаю хорошего дядьку, который с лесом на Ты, и однажды на рыбалке, глядя как я вырезаю вилку-подставку для удочки своим китайским складенчиком, со словами "на-ко мой складенчик" протянул мне нечто, сантиметров 25-30 длиной.

***
По рассказам, на Ярославщине (Любимский район) вечеринки часто заканчивались драками с поножовщиной, это 50-е - 60-е годы. Не слышал, чтобы кого-нибудь убили, но из мужиков сидел каждый третий, многие как раз за эти драки.

****
а у нас кержаки на престольные праздники дрались колами и серпами.
***
. Драки были между приехавшими работать на полотняный завод и местными.
Там дрались цепями ( откуда только брали?).
Но э
то были исторические драки с дореволюционных времен.
Поселение приехавших работать на медведевский завод называлось Хива( в народе).
Так как хлопок возили именно из этих мест. ( при слове Хива любой лопасненский вздрогнет)
Люди там были задиристые.
И даже в 60 е этот район обходили стороной. (Лопасня/Чехов.)
Потом опять была какая-то годовщина чего-то в 74-76 с очередной волной освободившихся.
Я так понимаю, они все были прописаны за 101м, а промышлять ехали поближе к Москве.
Местные были достаточно спокойными,
убивали если только из цели наживы, но не как ни с бодуна или порыва оторваться.
Ну и не друг друга, а заезжих.


****
А смысл какой в этом всем?
пар выпустить.
Звероватый народец местами, большевики пообтесали в результате, хоть и сами такие же, из народу
****
Сказывали, забор типа штакетник в этом смысле был незаменимая вещь.
да, традиции такие в вологодских деревнях были.
Дрались и специальными железными "тросточками", и ножики засапожные в ходу были.
Тут в разное время любили преувеличить, конечно.
Но есть и добротные этнографические работы, и "краев
едческие фельетоны" (см. по ссылке).
В губернской Вологде на льду реки дрались стенка на стенку семинаристы и "реалисты",
растаскивая при этом для использования в драке ближайшую поленницу (этот вот последний именно факт вызывал негодование горожан).
Но эту уже было почти мирно.

***
И у нас в Ростовском и Переславском районах Ярославской области (губернии) так было. До сих пор помнят, как дрались на праздниках и в тюрьму попадали. А почему дрались, уже не помнят
***
по причине синевы.
Были пьяные
В деревнях, где нет ни полиции, ни милиции.
До революции было два развлечения - церковные служба, а после нее кулачный бой и хоров
оды.
Потом попов убрали.

Вот так и жили.

Моя бабушка незадолго до революции была выдана за "первого парня на деревне".
Образ жизни образцового богатого крестьянина. В воскресенье - церковь и кулачки.
Рубашка разорвана и немного в крови к вечеру.
Отмывай-чини...

Она его не любила и потом сбежала в город в революцию...
***
Ну и каждый может найти запись частушек в исполнении Петра Лещенко (1920е?), две из которых прославляет бандитскую удаль:

"Ах, ты батенька родной,

Купи ножичек стальной,
Купи гирю фунтов пять, -
На базар пойду гулять.

Моё пузо, что арбузо,
Голова, что ёжики.
Моё пузо не боится,
Ни кола, ни ножика."

****
частушка:
Наша шайка, шайка-лейка,
Пачка ржавленных гвоздей,
Кто навстречу попадется,
пробьем шею до костей.
В Солоухин, "Владимирские проселки"
Неоднократно находил на месте бывших деревень самодельные свинцовые кастеты под руку подростка.


пик насилия - от революции и гражданской до Хрущева. со всплеском после войны. Логично - гражданская открыла некоторые бездны.
****
В Москве по воспоминаниям моей мамы (Москва, Крымский мост) в 50е были популярны опасные бритвы.
Ей можно было отрезать кусок носа или уха.
Болезненно и унизительно.
Когда к нам приезжали с М
арьиной рощи, то все мужики дома бросались их встречать. Наших бьют и т.д.
Один только еврей не бегал. Но его и мужиком никто не считал.


Еще вариант поножовщины - обидеть сидящего в вагоне и вывести в тамбур электрички на разговор. И сзади заточенной спицей проткнуть печень. И сбросить на ходу.

****

почему-то всегда был уверен, что у русских в традициях не было такого - "шестеро наших прижали одного"
***
Надо ещё лет 50 подождать и в воспоминаниях русские всегда будут биться один на один, выходить замуж девсвенницами - как в книгах В. Белова

https://www.facebook.com/andrey.pavlichenkov/posts/10219252994048410
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments