govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

Зато мы строили линкоры...

Особенности национального кораблестроения...
    Тут в связи со спорами вокруг судьбы злосчастного "Кузнецова" и очередной серией о сохе Николая II вспомнился прелюбопытный эпизод относительно непреходящих традиций и особенностей национального кораблестроения.
       Итак, имеем налицо новейшую, только что вошедшую в строй Балтийского флота броненосную канонерскую лодку "Храбрый" постройки санкт-петербургского Нового адмиралтейства. В 1899 г. она отправилась в первое заграничное плавание, и сразу начались проблемы, связанные с пресловутыми особенностями национального судостроения. Сперва в первые же часы похода обнаружилась течь в шкиперском отделении - вода поступала через щель на стыке бронепалубы и шельфа, возникшей из-за некачественной работы. Не успели заделать эту щель деревянными клиньями, ветошью и салом, как появилась новая проблема - течь в трюме рулевого отделения и офицерском провизионном погребе. Оказалось, что туда вода попадает через отверстие в обшивке под броней - вместо заклепки туда был вставлен болт. Ладно, заткнули дыру паклей с суриком, поплыли дальше.
       Отошли из Копенгагена и пошли в Киль - шторм, сплошная течь по всей верхней палубе по заклепкам и болтам, да такая, что воду из минного отделения пришлось откачивать пожарным брандспойтом, замкнуло провода и полубак из-за короткого замыкания оказался без света. Но это еще не все. В славном своими штормами и непогодой Бискайском заливе "Храбрый" изрядно штормило, и снова проблема - в корме вдоль верхнего шельфа обнаружились щели, ранее замазанные суриком, а теперь, под ударами волн, эта замазка вся вылетела и вода полилась струей. Кое-как щели заделали паклей с салом, залили цементом и пошли в Ла-Сейн-сюр-Мер под Тулоном, где и встали на ремонт.
       Сказать, что французы, обозревая результаты работы отечественных прлетариев, офигели - значит, ничего не сказать. Впрочем, дадим слово В.В. Хромову, автору жизнеописания "Храброго":

     При пробном снятии нескольких броневых болтов из отверстий полилась вода, а сами они оказались неправильной формы и значительно больших размеров: в рубашке - 2,5x10 см, а в подкладке на 2 - 3 см больше болтовых трубок, которые оказались короткими и не разжимали резиновые прокладки. Пространство за броней все было заполнено водой. Из каждого болтового отверстия было извлечено от 1,5 до 2,0 фунта пакли. Плоскости шайб и обшивки не совпадали. Между броней и подкладкой обнаружился зазор до 50 мм. Между плитами и шельфами попадались щели, обильно замазанные суриком. Немало подивившись особенностям национального российского судостроения, французы все зафиксировали и приобщили к делу целый альбом фотографий, копии которых были отправлены в Петербург...
       При последующих осмотрах выявились новые примеры технологической "сообразительности" российских мастеровых. При снятии корпуса иллюминатора оказалось, что отверстие в борту больше потребного на 2 см, оно заполнено серповидной вставкой из свинца, замазано суриком и закрашено. Во множестве были обнаружены заклепки, забитые в одно отверстие по две и даже по три. Переборки доходили до палубы, щели забиты клиньями и суриком. На броневой палубе зазоры между плитами составляли больше 5 мм. Магистральная труба по фланцам давала сильные течи. Все работы на корабле были выполнены крайне небрежно, а в труднодоступных местах и того хуже...
       В подводной части подкладка за броней вся была пропитана водой и частично сгнила, рубашка оказалась покрыта толстым слоем ржавчины...
       В конце марта, после установки подкладки из смолистой сосны (предлагаемый тик был отвергнут - перегрузка в 10 т) и заделки шайбами отверстий в рубашке, просверлили новые отверстия, и началась установка носовых плит. После подкрепления переборок их испытали наливом воды, при этом в 6-дюймовом погребе обнаружился очередной пример "смекалистости" российского рабочего - изготовленный из дерева корпус иллюминатора, для достоверности покрытый латунным листом...".




_8c502fd8a487d0ed26b3a6e77de8e846




    В общим, итог оказался печальным. И снова слово В.В. Хромову: "После исправления всех замеченных недостатков был подписан приемо-сдаточный акт. Так, благодаря словоохотливости капитана 2 ранга Воеводского, "Храбрый" был подвергнут качественному "евроремонту", что обошлось российской казне в 447 601 франков 43 сантима (172 239 руб.), то есть больше четверти стоимости постройки корпуса (выделено мною - Thor). Но на состоянии казенного российского судостроения это никак не отразилось, понадобилось поражение в войне".
       И если бы это был единственный пример головотяпства со взломом - ведь можно вспомнить и про броненосец "Сисой Великий", на котором схожих недоделок была обнаружена не просто масса, а МАССА! Кстати, построен он был на все том же Новом Адмиралтействе.
Tags: история, оружейное, хруст французской булки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments