Categories:

Как умирают империи...

В Тульском архиве есть занятное
Сообщение
начальника Тульского губернского жандармского управления
начальнику Московского охранного отделения
о тяжелом материальном положении рабочих г.Тулы
4 мая 1916 года
Секретно


Среди рабочих Тульского императора Петра Великого оружейного завода, а в особенности среди рабочих Тульских меднопрокатных и патронных заводов, наблюдается сейчас довольно заметное неудовольствие, переходящее постепенно в брожение.
...

Причина брожения среди рабочих - следующая: за непрерывную работу на обоих заводах в период войны все станки настолько подразбились и подрасстроились, что правильную работу на них вести уже нельзя.
Бывают случаи, когда станки простаивают в ожидании ремонта или ремонтируются сутки или более, каковой простой станков сильно понижает заработок рабочих, работающих сдельно.
...
Рабочие не винят в неисправности станков заводскую администрацию, понимая, что станки разбились от продолжительной и усидчивой работы и что администрация лишена возможности получить из заграницы новые станки, но надвигающаяся, благодаря понижению заработка, нужда, толкнет их на всякие требования и действия, даже при условии, что рабочие сами будут понимать нецелесообразность и малую обоснованность последних.
Следует при этом иметь в виду, что брожение среди оружейников и патронников является следствием не агитации отдельных лиц, преследующих какие-нибудь партийные цели, а это голос всех рабочих и даже таких, которые враждебно относятся к выступлениям революционного характера и далеки от сочувствия забастовочному движению.
Жизнь тульских рабочих при условии понижения заработка, отсутствия в Туле мяса и страшном вздорожании питательных продуктов и предметов обмундирования делается непосильно тяжелой.
Озлобленность рабочих против торговцев растет с каждым днем и может, в конце концов, вылиться в форме разгрома лавок и базаров, в чем рабочие, судя по разговорам, видят средство к уменьшению роста дороговизны.

Генерал-майор Иелита фон Вольский


ГАТО, ф.1300, оп.1, д.765, лл. 316-317.

То есть - май 1916.
Никаких партийцев, ни эсэров, ни эсдеков.
Просто все разваливается из-за отсутствия собственной индустриальной базы, из-за зависимости промышленности от импорта.
Жандармский шеф генерал-майор Иелита фон Вольский (изначально - артиллерист) все видел, все понимал и усердно писал во все инстанции... Тщетно!

Следующий документ от 29 января 1917 года

С того момента, как генерал-майор Иелита фон Вольский написал прошлый документ, прошло 269 дней. И вот еще одна бумага:


Донесение
начальника Тульского губернского жандармского управления
начальнику Московского охранного отделения
о частичном прекращении работ
на Тульском оружейном заводе
29 января 1917 года
Секретно



Докладываю вашему превосходительству, что полнейшее отсутствие в данное время в г.Туле муки, крупы, мяса, масла и др. необходимых предметов питания и потребления вызвали сильное брожение среди рабочего населения, которое начинает выливаться в крайне нежелательные формы.
Так, на Оружейном Петра Великого заводе рабочие уже частично приостанавливали работы, предъявляя требования об удовлетворении их съестными припасами и обувью и угрожая, что если они и их семьи не будут избавлены от голода, то они остановят завод.
Растет также, попутно с неудовольствием, и озлобление рабочего населения, находящегося, действительно, в крайне тяжелом положении, против против городского и заводского начальства, которое, по мнению рабочих, якобы не желает приложить труда и забот, дабы вывести рабочих из затруднительного положения.
Вышеизложенное заставляет меня просить ваше превосходительство принять зависящие от Вас меры к возможно скорейшему разрешению подвоза по железным дорогам в Тулу, где сосредоточено до 100 тыс. рабочих, муки и других припасов, ибо запоздание с этим делом может привести к общей в Туле забастовке и погромам, как месть голодного рабочего люда по отношению торговцев и местного купечества.
Г-ну Тульскому губернатору, начальнику Тульского оружейного и директору Патронного заводов создавшееся в в Туле положение известно.

Ген.-майор Иелита фон Вольский


ГАТО, ф.1300, оп.1, д.823, л. 39-39 об.

Адресат донесения - начальник Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в г. Москве, Отдельного корпуса жандармов полковник Александр Павлович Мартынов (1875-1951).
Упомянуты - Тульский губернатор действительный статский советник Александр Николаевич Тройницкий (1869-?,после 1935)
Начальник Тульского Оружейного Петра Великого завода генерал-майор Павел Петрович Третьяков (1864-1937)

Следующий документ от 1 февраля 1917 года.

События семнадцатого года сгущаются. Проходит три дня с момента написания прошлого документа. Появляется

РАПОРТ
и.д.полицмейстера г.Тулы
Тульском губернатору
О тяжелом продовольственном положении рабочих города
1 февраля 1917 г.


Секретно

В связи с создавшимся тяжелым положением продовольственного дела, в населении города царит ропот, нарекания и неудовольствие правительственной властью. Низшие слои общества и рабочие заводов наиболее ропщут на переживаемое положение, т.к. при больших заработках они лишены возможности, хотя бы по большой цене, купить предметы продовольствия и первой необходимости. Причину столь тяжелого положения население видит в войне, не дающей ничего, кроме отрицательных результатов и недостатка в продовольствии. В среде рабочих императорского оружейного завода среди рабочих идет брожение на почве недостатка продовольствия, отчасти это брожение есть и на Патронном заводе и вообще в рабочей среде. Весьма часто раздаются голоса протеста против войны, рабочие говорят, что для прекращения войны необходимо прекратить на заводах работы на оборону. По мере ухудшения продовольственного вопроса слухи, толки, разговоры и нежелательное брожение усиливаются, а по мере получения продовольствия слухи о прекращении работ стихают.
Среди нижних чинов гарнизона существуют нарекания на неудовлетоврительность питания, уменьшение выдаваемого хлеба.

И.д. полицмейстера Толпыго


ГАТО. ф.1300, оп.1 д.824 (493) л.1.

Автор документа - ТОЛПЫГО Сигизмунд Антонович, полицмейстер Тулы, штабс-капитан.

Как видим - опять никаких революционеров с германскими агентами, а простейший бихевиорихзм - "По мере ухудшения продовольственного вопроса слухи, толки, разговоры и нежелательное брожение усиливаются, а по мере получения продовольствия слухи о прекращении работ стихают."


Проходит день после появления прошлого документа от 1 февраля 1917 года, в котором полицмейстер Тулы, штабс-капитан Сигизмунд Антонович ТОЛПЫГО уведомлял губернатора о тяжелом продовольственном положении рабочих города. И вот мы видим

ДОНЕСЕНИЕ
пристава 3 части г.Тулы
начальнику Тульского губернского жандармского управления
о забастовке на оружейном заводе
2 февраля 1917 г.


Секретно
Экстренно

Вчера, 1 сего февраля, с трех час. дня в мастерских Тульского императора Петра I оружейного завода, находящегося в районе вверенной мне части, среди рабочих началось брожение под видом требования хлеба, перешедшее затем на политическую почву "Долой войну".
Брожение началось первоначально с коробочной мастерской, где рабочие, оставив работу, направились по остальным мастерским и заставили остальных рабочих прекратить работы. Рабочие всех мастерских завода были удалены из него около 6 час. вечера, и уличных столкновений между ними не было.
Прибывшие на смену в завод администрацией допущены не были, и в настоящее время действия свои завод приостановил.
О чем доношу вашему превосходительству.


Пристав 3 части г. Тулы
[Подпись не расшифрована]

ГАТО, ф.1300, оп.1, д.823, л.67-67 об.

То есть - документ находится в фонде 1300, содержащем документы Тульского губернского жандармского управления.
Адресат донесения - генерал Иелита фон Вольский, по меньшей мере с 4 мая 1916 года обращающий внимание всех инстанций на тяжелое материальное положение рабочих г.Тулы. Но - тщетно, дело дошло до забастовки на единственном пулеметном заводе империи, и в ход пошли политические лозунги "Долой войну". Хотя еще в мае рабочим были нужны лишь хлеб, мясо, обувь, одежда... А теперь ОРУЖЕЙНЫЙ завод стал протестовать против войны.

Мастерские по тогдашней организации производства - это цеха и группы цехов.
Коробочная мастерская изготовляла ствольные коробки мосинских винтовок.



Как умирают империи-5
17 февраля 1917 года прокурор Тульского окружного суда Петров отчитывается о событиях, начавшихся 2 февраля 1917 года.

ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
прокурора Тульского окружного суда
прокурору Московской судебной палаты
о забастовке рабочих на Тульском оружейном заводе

17 февраля 1917 г.

В дополнение к телеграммам моим от 2 и 3 сего февраля имею честь донести вашему превосходительству, что приостановление работ на Тульском оружейном заводе произошло при следующих обстоятельствах. 30 и 31 января сего года, в виду недостаточного подвоза в Тулу пшеничной и ржаной муки, продажа хлеба в городе почти не производилась и большинство населения в эти дни осталось без хлеба. 1 февраля повторилось то же самое. Рабочие оружейного завода, не получившие ни 31 января, ни 1 февраля, как обычно им полагалось, к завтраку булок, днем 1 февраля заявили администрации, что при таких условиях, когда они сами и их семьи сидят без хлеба, они работать на заводе не могут. Вечером в тот же день вечерние смены рабочих в большинстве мастерских прекратили работы и ушли домой. 2 февраля по случаю праздника завод не работал. 3 февраля утром рабочие хотя и являлись на завод, но работать не стали. Никакие уговоры администрации приступить к работам не помогли. Рабочие требовали немедленно обеспечить их семьи продовольствием, главным образом хлебом, администрация же удовлетворить этим требованиям не могла, ввиду отсутствия а городе муки, хотя меры со стороны властей достать последнюю были приняты самые энергичные. Так, 2 февраля был реквизирован и сдан в распоряжение завода вагон муки, пришедший на станцию Тула на неизвестного предъявителя, и в тот же день были разосланы по окрестным деревням нарочные скупать муку у помещиков и крестьян. Нарочные были посланы начальником завода, но снабжены приказом губернатора о свободном пропуске этой муки в город и на завод. Последнее было сделано ввиду того, что вся мука, доставляемая в город гужевым путем, реквизировалась уполномоченным министром земледелия для нужд армии. Днем 3 февраля настроение рабочих стало заметно повышаться. К требованию хлеба присоединились требования об увеличении заработной платы, сложении штрафов... Ввиду такого настроения рабочих и возможности проявления с их стороны каких-либо насильственных действий по отношению к заводу, решено было немедленно из всех мастерских удалить рабочих, завод временно закрыть и всех рабочих уволить со службы, причем 2800 призывного возраста, набранного во время войны и наиболее интенсивно выражавших свое неудовольствие, препроводить в распоряжение воинского начальника для отправки их на фронт. 4 и 6 февраля завод стоял. 7 февраля был начат прием рабочих в главные мастерские, 8 - в остальные, и в тот же день на заводе начались работы. Таким образом, завод не работал неделю...
С подлинным верно.


Прокурор Петров
Секретарь [нерасшифрованная подпись]

ЦГИА, ф. 1405, МЮ, оп. 530, 1917 г.,
д.947, лл. 26-27.

То есть, отмечавшаяся с мая 1916 года нехватка продовольствия, в начале февраля 1917 года привела к остановке единственного пулеметного и одного из главных оружейных заводов империи на неделю.
Только после этого начальник ИТОЗ генерал Третьяков прибег к организации продотрядов.
Нехватка привычных булок (квалифицированные и высокооплачиваемые оружейники привыкли к качественному пшеничному хлебу!), привела и к выдвижению других экономических требований. О каких-либо политических требованиях Сергей Федорович Петров не писал - скорее всего их просто не было, как не было и политических активистов... Но, возможно, более опытный чиновник просто умолчал про лозунги "Долой войну", о которых писал Пристав 3-й части г.Тулы в донесении начальнику Тульского жандармского управления.
Но - результат удивителен, недельный простой Оружейного завода в разгар Великой войны. Отправка на фронт квалифицированных оружейников, которых в аграрной стране заменить было некем (железнодорожники и так уже были переманены на военные заводы...).

Как умирают империи-6
Архивных бумаг о гибели Российской империи "на местах" в архивах не сохранилось. Старой бюрократии было не до того, а новая еще сформироваться не успела. Поэтому доверимся газетчикам, спешно созданному изданию "Известия Тульского губернского исполнительного комитета".

Первые известия о событиях в Петрограде получены в Туле 2 марта. В этот день стала известна телеграмма члена Государственной думы Бубликова по линиям железных дорог с извещением о занятии им Министерства путей сообщения, а затем по почте были получены краткие бюллетени из Москвы с отрывочными сведениями о событиях 26 и 27 февраля. Известия эти взволновали все слои населения, и в тот же день началась спешная организация. На Патронном заводе рабочие горячо обсуждали новые известия, затем было устроено затем было устроено общее собрание, на котором было решено, соединившись с рабочими Оружейного завода, устроить манифестацию по улицам города.
В 4 час. дня огромная масса рабочих прошла по Киевской ул. с красными флагами, и у дома губернатора состоялся митинг; все улицы, прилегающие к дому губернатора, были заняты народом, перед крыльцом были водружены два красных знамени, и между ними на руках товарищей поднимались ораторы и произносили революционные речи.
Около 8 час. вся депутация от митинга отправилась к губернатору требовать осовбождения политических заключенных. Губернатор заявил, что подчиняется силе и немедленно послал в тюрьму полицмейстера с приказанием освободить заключенных, которые и были приведены на митинг.
В это же время в помещении Союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ собрались члены правления союза, члены правления продовольственного комитета при Тульском обществе сельского хозяйства и некоторые другие кооперативные работники.
Обсуждался вопрос о немедленном образовании временного комитета совместно с рабочими, но войти с ними в связь не удалось, пришлось ограничиться тем, что условились с некоторыми из них собраться на другой день в 10 час. утра в помещении союза.
Около 12 час. ночи вся толпа, бывшая на митинге, двинулась к Петровским казармам, где к ней присоединились солдаты 77-го полка. Затем все отправились к баракам, где размещались 30-й и 31-й пехотные запасные полки. Везде солдаты присоединялись к толпе, которая таким образом все росла и росла. Около 6 час. утра она вновь подошла к губернаторскому дому и, арестовав губернатора А.Н.Тройницкого, повела его в кремль, на главную гауптвахту; одновременно были арестованы вице-губернатор В.Н.Шеншин и полицмейстер Давыдов. К этому времени весь кремль и прилегающие улицы были заняты толпой солдат разных полков, а на улицах начали собираться толпы жителей. Ораторы, главным образом из рабочих, старались организовывать толпы солдат с целью произвести выборы воинских депутатов, и с большим трудом выборы были произведены.


"Известия Тульского губернского исполнительного комитета", 9 марта 1917 года., №2, стр.1. Цитируется по сборнику "Октябрь в Туле", Тула, 1957, сс 76-78.

Подробности ареста губернатора мы читаем в воспоминаниях Т.Н.Селиванова:

Это было в 6 часов утра 3 марта. Демонстрация двигалась в город, по пути присоединив к себе солдат конвойной команды. В полицейском участке (в этом здании сейчас находится 2-е отделение милиции) мы забрали много оружия, брошенного разбежавшимися городовыми. Обыскав помещение, мы обгнаружили в большом сундуке спрятавшегося пристава Заварзина.
Мы решили арестовать губернатора. Но это было не так-то просто сделать. Дом был кругом закрыт. Однако нам помогли солдаты. Они сделали живую пирамиду у парадной двери, разбили верхнее стекло, открыли двер, и мы вошли в квартиру Тройницкого. Тот лежал в постели. Мы предложили ему одеться и вывели на улицу.
Солдаты из конвойной команды взяли губернатора под стражу. А затем вместе со всеми другими лицами из полицейского управления отправили на гауптвахту, которая находилась в тульском кремле...


Цитируется по сборнику воспоминаний "Это было в 1917...", Тула, 1957, с 82.

Из этих текстов складывается поразительная картина. Никакой революционной ситуации в Туле не было - "продовольственные отряды", разосланные начальником ИТОЗ генералом Третьяковым после событий начала февраля, остроту ситуации со снабжением хлебом рабочих сняли. Но весть о петроградских событиях мгновенно обрушивает всю пирамиду власти - народ с удивлением осознает, что "И так можно было?". Первыми начинают митинговать рабочие Патронного завода, ниже оплачиваемые, чем ИТОЗ. Оружейники тоже присоединяются к ним - память о недавно сосланных на фронт товарищах, всего лишь хотевших хлеба, этому способствовала. Власть демонстрирует полное бездействие, достойное своего императора. "Политические заключенные" - скорее всего, те, кто пребывал в узилище после забастовки начала февраля, те самые рабочие просившие хлеба, никакие не карбонарии... Полиция мгновенно разбегается. Пристав прячется в сундуке - забытом ныне атрибуте канцелярского быта.
Губернатор, когда в Туле резвится постепенно вооружающаяся толпа, мирно почивает в постели. Единственная преграда его аресту - закрытый дом (ныне - ул. Свободы, 52). Но - помогает практиковавшаяся в Российской императорской армии сокольская гимнастика с живыми пирамидами (достигшими апогея у физкультурников 1930-х). Сюжет, достойный разве что комедии-буфф...