govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

Про спичечные коробки, сигаретные пачки и кредитные карточки...

Про спичечные коробки, сигаретные пачки и кредитные карточки... Знаете какая связь между ними? И кстати, про ракеты... А вы знаете, почему у американских шаттловских ракетных ускорителей поперечное сечение по размерам - это ровно две стандартных лошадиных задницы?

****
Про шаттлы. Размер твердотопливных ускорителей ограничен размером стандартной американской железнодорожной колеи, по которой они доставляются к месту старта. А размер колеи американцы позаимствовали у англичан, которые в свою очередь размер колеи взяли от трамваев, которые опять же взяли размер колеи от конки, размер колеи которой взят от стандартной дорожной колеи, что бы колёса меньше изнашивались. Дороги в Англии начали строить римляне, которые размер колеи подогнали под размер своих колесниц, а в колесницу впрягалось две лошади, то есть ширина у неё равно две лошадиные задницы. Примерно так.
А ограничение оказалось очень "тупым": завод, который эти ускорители производил, находился в штате Юта, а сами ускорители доставляли на сборку по железной дороге, так вот она проходила через ж/д туннель, что и явилось ограничением на поперечное сечение. В том числе и размер самой ж/д платформы...

Подобные "тупые" ограничения - это "альфа и омега" для проектанта, вбиваемые в голову еще с ВУЗа. Один из первых вопросов к будущему инженеру на защите диплома: "Как Вы собираетесь транспортировать Ваше чудное изделие?".

Что-то ещё было насчёт того, что первые серийные консервные банки (которые не вручную, а на станках начали делать) выпускались на оборудовании для производства артиллерийских картузов - такая же жестяная банка. Потому их диаметр точь-в-точь лезет в 4-х и 6-ти фунтовые орудия.

А когда в 20-х года начались разработки СВЧ техники, то волноводы из экономии делали из консервных банок. Потому, внутренние диаметры большого и маленького волноводов в современной спутниковой антенне тик-в-тик совпадают с внутренними диаметрами стандартных маленькой и большой банок от кофе. Собственно в радиолюбительских условиях из них и делают.

А другими стандартами ещё смешнее! Всё упирается в рекламу и маркетинг.
Когда вводили банковские пластиковые карточки, народ не очень активно поначалу их приобретал. Так вот по телекам и радио крутили рекламу, что "банковская карточка размером всего с сигаретную пачку - это очень удобно!" Можете проверить - банковская карточка один в один влезает в сигаретную пачку! А стандарт на сигаретную пачку откуда появился? А от спичек. В то время, когда рекламировались сигаретные пачки с фильтром, народ курил или сигары или трубки (а также папиросы и сигареты без фильтра в плоских пачках). А в то время были очень распространены т.н. "каминные спички", коробок которых был в точности по размеру, как новые пачки сигарет с фильтром... Рекламировалось это таким же образом...

Вот и получается, что не только размер ускорителей Шаттла зависит от "лошадиных задниц римских колесниц", но и "электронные деньги" от спичечного коробка позапрошлого века...

Есть старый анекдот: Когда в России строили первую железную дорогу строители пришли к царю и спросили,- Колею шире будем делать? На что царь ответил,- На *уй шире. Строители поняли его буквально и колея РЖД стала шире на семнадцать сантиметров.
Но ходит и такая версия, что царь отдал распоряжение делать шире российские ж/д, якобы опасаясь, что во время войны составы "врагов с Запада" смогут беспрепятсвенно двигаться на восток по российским же дорогам. Но оказалось опять же всё гораздо "тупее" и прозаичнее: на Западе (в Англии и Германии) в то время ширина колеи была действительно равна ширине колеи конки, но т.к. в России ж/д дорог ещё не было, а недостаток узкой колеи уже стал ограничительным фактором и для скоростей поездов (особенно на поворотах), и для высоты вагонов, то иностранные инженеры, которые проектировали первые ж/д для России, предложили "начать с белого листа" и сделать колею шире "с запасом на будущее". На Западе уже ничего сделать не могли, т.к. дорог было уже (относительно) много и что-либо менять уже было поздно, а для России такого ограничения ещё не было из-за отсутствия "предмета спора"... Поэтому, по тем временам, российские ж/д были именно самыми передовыми с инженерной точки зрения, т.к. "с чистого листа" удалось внедрить весь накопленный инженерный опыт того времени...

В догонку:
Калибр советских макарон, 7.62. Как и на чем они делались не в курсе, но факт.
А "дамских"сигарет" 5.45.  А "классических" под любимый калибр - 7.62. И бутылок 73 мм. Чисто случайное совпадение. :-D

набор боянов - не мой

Tags: полезное, юмор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments