Перечитывая материалы про дело Оберлендера в ЖЖ
labas, наткнулся в давнем его комментарии на отличный пассаж, справедливый, на мой взгляд, не только по отношению к далёким по времени загадкам истории:
„Deus ex machina — безусловно, универсальный ключ к решению любых загадок истории. Достаточно подумать «во всём виноват КГБ/Сталин/Геббельс/еврейский кагал» — и просветление уже близко. Более того, это крайне комфортно для читателя: лёг на диван с книжечкой и через два часа уже всё понял о русской революции. Ещё через два часа — о сталинском терроре. Ещё через два — о второй мировой войне. Собственно, это объяснение, почему авторы, которые использование Deus ex machina возвели в абсолют, так популярны и почему у них так много поклонников. «Ну как же, — говорит возмущённый поклонник, — я же уже всё понял, зачем вы наводите тень на плетень и заставляете думать ЕЩЁ РАЗ». Более того, из-за злоупотребления приёмом Deus ex machina страдают добросовестные историки, с их книгами читатель проводит на диване не 2 часа, а 6, ворочаясь так и эдак, а потом встаёт и дико ругается: «Ни хера не понятно! Кто виноват? Что делать? И главное — за белых автор или за красных?!»
Проблема тут однако в том, что Deus ex machina крайне уплощает историю, превращает её из многомерной, запутанной и ужасно интересной конструкции в плоскую подстилку под той или иной политической доктриной. И мне ужасно жаль видеть, как этим приёмом начинают злоупотреблять люди, которые казались мне разумными и вменяемыми<...>“
Большую пользу принесли бы алгоритмы, заставляющие пользователя перепечатывать эту цитату вручную в качестве капчи перед публикацией постов на исторические или политические темы.
certus в deus ex machina
„Deus ex machina — безусловно, универсальный ключ к решению любых загадок истории. Достаточно подумать «во всём виноват КГБ/Сталин/Геббельс/еврейский кагал» — и просветление уже близко. Более того, это крайне комфортно для читателя: лёг на диван с книжечкой и через два часа уже всё понял о русской революции. Ещё через два часа — о сталинском терроре. Ещё через два — о второй мировой войне. Собственно, это объяснение, почему авторы, которые использование Deus ex machina возвели в абсолют, так популярны и почему у них так много поклонников. «Ну как же, — говорит возмущённый поклонник, — я же уже всё понял, зачем вы наводите тень на плетень и заставляете думать ЕЩЁ РАЗ». Более того, из-за злоупотребления приёмом Deus ex machina страдают добросовестные историки, с их книгами читатель проводит на диване не 2 часа, а 6, ворочаясь так и эдак, а потом встаёт и дико ругается: «Ни хера не понятно! Кто виноват? Что делать? И главное — за белых автор или за красных?!»
Проблема тут однако в том, что Deus ex machina крайне уплощает историю, превращает её из многомерной, запутанной и ужасно интересной конструкции в плоскую подстилку под той или иной политической доктриной. И мне ужасно жаль видеть, как этим приёмом начинают злоупотреблять люди, которые казались мне разумными и вменяемыми<...>“
Большую пользу принесли бы алгоритмы, заставляющие пользователя перепечатывать эту цитату вручную в качестве капчи перед публикацией постов на исторические или политические темы.