govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

Город и село

Карго эпохи постгуманизма - 7
Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6.


Пришла пора продолжить наш экскурс в карго-культы современности. Короче, папуасы пристегиваются, остальные наслаждаются... Некоторое врем назад я разговаривал тут в реале, и высказал некоторую максиму. И мы ее будем обсуждать. Речь пойдет о разнице между городом и деревней. Ну и между цивилизованными людьми и папуасами...



Первое. Деревня - это не плохо. Это даже хорошо и полезно для здоровья, как душевного, так и телесного. Ну, некоторое время, конечно, если без фанатизма... И город, в общем, тоже не абсолют мечтаний. Но и не настолько плох, как об этом многие думают.

Город и деревня - они разные, понимаете?

Когда Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали свой Манифест, они там четко указали, что движущей силой революционных преобразований общества в грядущей мировой революции будет пролетариат. То есть - лишенные всякой собственности городские жители, занятые в производстве на всякоразных заводах и фабриках. Не трудовое крестьянство, не интеллигенция (которая как обиделась в 1917-м, так до сих пор и отойти не может), не духовенство - пролетариат. И мотивировали они это тем, что "пролетариям нечего терять, кроме своих цепей". Такие вот униженные, обездоленные и оскорбленные эти пролетарии, понимаешь...




Вот мы сейчас поерничали, а на самом деле - правы были эти "четыре совершенно разных человека", ой как правы... Только немного в другом.

Не важно, какой общественный строй у нас - первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический или коммунистический - людям надо жить вместе. Людям надо где-то укрываться от непогоды, что-то кушать, нужно чтобы их не ели дикие звери и не резали соседи. Людям нужна организация. Общество - это не просто трое вуек собрались и уже общество, это определенная система социальных институтов со своими полномочиями, своей ролью и функциями. Если какой-то институт социальный деградирует - страдают и все остальные, потому что функции, необходимые для существования общества, исполнять нечем, и возможно, некому. Общество - это некая система, понимаете?

Давайте посмотрим на нечто простое, например, на деревню. В деревне есть староста. Он принимает все важные решения. Что будем сеять, что будем кушать, как будем деньги делить. Это роль старосты. Если старосты не будет - будет жопа. В любой деревне есть старший, хоть в Сибири, хоть на Укаине, хоть в племени Мумба-Юмба в лесах реки Амазонки. В селе сеть совет старейшин, или сельсовет, или еще что-то похожее. Это старые мудрые селюки, которые своим знанием помогают старосте принимать правильные решения. В любом селе есть несколько человек, которые советуют старосте. Даже у папуасов из Папуа Новой Гвинеи. По каждому направлению работ староста назначает ответственных. Вот уходит несколько папуасов на охоту, староста говорит - "ты, Моржовый Орган, сегодня будешь старшим охотником". А на поле выходят крестьяне - у них обязательно есть бригадир. Налицо что мы видим? Мы видим, дорогие мои, налицо разделение труда в рамках установленной системы отношений.

У каждого свой участок ответственности, и каждый на своем участке, как модно говорить на Западе, вносит свой вклад в общее дело.

(Кстати, рекомендую фильм "Война Фойла". Это превосходный британский фильм с совершенно исключительной историчностью, там великолепно показана организация британского общества в британском укладе жизни. Так вот, фраза "хочу внести свой вклад" там в контексте коммуникации означает претензию на некоторую социальную ответственность. Очень интересно она там употребляется.)

В городе, конечно же, то же самое. Вопрос не об этом.

Есть такая наука кибернетика, изучающая управление в системах. В рамках этой науки есть понятие о потоках информации, и о стратегиях принятия решений. И вот эта наука, когда говорит об эффективности той или иной системы управления, указывает нам, что оная система должна быть оптимизирована к обстоятельствам. Давайте посмотрим, что это значит на примере города и деревни.

Деревня живет от земли и погоды. Земля - вот она, одна и та же. А погодой никто не управляет, невозможно это. Соответственно, если мы посмотрим на все это богатство, то поймем главную задачу деревенского самоуправления. Главная задача деревенского самоуправления - подстроиться к обстоятельствам. К времени года. К погоде. К урожаю или неурожаю. Потому все решения, которые принимаются в деревне - они носят реактивный характер, они являются реакцией. Даже в тех случаях, когда используется предикция (начинаем сеять сейчас, потом будет хуже), она является опережающей реакцией на обстоятельства (потом солнце выпалит посевы). Крестьянин не формирует окружающую его реальность, он к ней подстраивается, он непрерывно с ней взаимодействует и адаптируется, так он устроен.

В городе все иначе. Деятельность в городе, в отличие от деревни, происходит не на улице в основном, а внутри помещений. Если холодно - можно запустить котельную. Если жарко - котельную выключить. Понимаете? Городской житель сам формирует условия, в которых он живет. Деятельность городского жителя направлена не на подстройку к обстоятельствам, а на то, чтобы своим трудом эти обстоятельства изменить. Надоело пилить напильником - строим новый цех, покупаем станки, точим на станках. Меньше устаем, больше вырабатываем, больше зарабатываем. А в селе, если есть земля и погода - то вот она, земля и погода, и хоть ты тресни...

Крестьянин по стратегии принятия решений подстраивается, горожанин преобразует.

Это - фундаментальная разница в менталитете, понимаете?

Бытие определяет сознание. Так учат классики. И они правы. Крестьянство адаптивно, горожане, пролетариат - они активны и творчески.

В отличие от деревни, которая кроме как от погоды, ни от чего не зависит, город зависит от других городов и деревень. Ему нужны сырье, продукты, энергия. Потому главная деятельность в городе - это обеспечение надежных каналов получения всего оного. Чтобы оное получить, город должен что-то отдавать, это называется продукт. Это могут быть произведенные на предприятиях товары, наученные в институтах молодые специалисты, в общем - это нечто такое, чего в природе не взять, и вообще, кроме данного города взять негде, или почти негде. Деревня существует в естественной природной среде, город - в искусственной социальной среде. Главный результат деревни - сельхозпродукция (сало), главный результат города - отношения с другими, позволяющие это сало получить в обмен на мотыги, лопаты и грабли, произведенные в городе.

Село ориентировано на консервативные складывающиеся стихийно отношения в рамках природных процессов. Город ориентирован на развивающиеся отношения безотносительно к природным обстоятельствам. Село хранит и держит, город - преобразует и создает.

Что будет, если у крестьянина не купят хлеб? Он будет печь и кушать булки. Что будет, если у горожанина не купят произведенную лопату? Он сдохнет с голоду. Что будет, если спрос на хлеб упадет до нуля на протяжении длительного времени? Село обнищает, не будет денег. Что будет, если лопата как товар утратит актуальность? Горожанин начнет выпускать грабли или что еще, что можно продать.

Это принципиально разные системы принятия решений с различными ориентирами и различными подходами к организации труда, понимаете?

С точки зрения ментальности крестьянин ориентирован на сохранение всего как есть, а горожанин - на преобразование того, что сейчас доставляет неудобство, во что-то, что доставит меньшее неудобство, или может быть, будет совершенно удобным.

Теперь вы поняли, почему движущей силой революционных преобразований в обществе мог быть только пролетариат?

Теперь посмотрим на государство. Есть прекрасное стихотворение про гвоздь, то самое, "потому, что в кузнице не было гвоздя". Государство - это вот такая вот система. Нужно оперировать ресурсами, и этих ресурсов, вроде, и много - но много и потребителей ресурсов. Нужно всем распорядиться, да еще и так, чтобы всем хватило. Потому что если где-то кому-то не хватит, он пострадает. Потеряет работу, здоровье, понимаете? Не хватит институту - он перестанет выпускать специалистов, не будет специалистов - задохнется промышленность, задохнется промышленность - пострадает сельское хозяйство, пострадает сельское хозяйство - народ будет голодать, митинговать и перестанет работать. Вообще ничего не останется. Потому что в кузнице не было гвоздя.

Любое производство, даже ракетно-космическая корпорация, с ее чудовищно сложным производственным циклом - ничто в сравнении с деятельностью государственных институтов.

Государство не может зависеть от погоды. Оно само должно менять условия своего существования, и делать это таким образом, чтобы не рухнуть. Не разрушиться. Оно должно развивать новые отрасли в промышленности, науке, технологии, находить применение им, оно должно модифицировать ситему социальных отношений таким образом, чтобы стимулировать нужные преобразования, нужное развитие. Потому что у государства есть соседи. Тоже государства. И они тоже развиваются. И если не развиваться самим - они сожрут. Не потому, что злые - а потому, что обгонят в развитии. Перестанут покупать хлеб, лопаты и грабли, захотят трактора. А мы трактора выпускать не умеем, не научились, понимаете? Значит - мы будем сосать лапу.

Государство - это такой спортсмен в забеге на дистанции с другими спортсменами. Тот, кто отстает - не получит места на пьедестале. Ку?

Государство - это не просто урбанизм в мышлении. Это ультраурбанизм. Это чудовищная целеустремленность по преобразованию самое себя. Простой пример - Голландия. Страна маленькая, земли нет, приходится дамбами у моря отвоевывать буквально, населения мизер. И если земли для промышленности еще можно найти, то для сельского хозяйства, с этим засоливанием грунтов и никакой плодородностью - нет вообще. Ребята, Голландия не только себя кормит - она еще и экспортирует массу сельскохозяйственной продукции. В условиях, в которых сельское хозяйство невозможно в принципе, понимаете?

Голландцы - они ультраурбанисты. Они развивают сельское хозяйство как промышленность, у них великолепно развитые технологии, они в это инвестируют. И при всем при этом они еще умудряются и в промышленность, и в науку, и в технологии, и в образование, и в медицину, и в уровень жизни. Это - пример ультраурбанизма в мышлении. Средний голландец любому на выбор киевскому мэру глаз на жопу натянет, понимаете, в области городского хозяйства - так они живут и так они мыслят.

Это труд, это огромный труд и это особая ментальность.



Смотрим на Украину. Когда-то эта страна выпускала космические ракеты, корабли, самолеты, занималась наукой. Когда-то город Киев был вторым городом в СССР, успешно соперничая с тогда еще Ленинградом, а ныне Санкт-Петербургом. Не так давно президент Украины пообещал, что сделает из страны аграрную супердержаву. Нет, ну буряк мы жрать будем, никуда не денемся, но кто ж его купит-то, а?



Государство, как одновременно существующие и непрерывно взаимодействующие институты, напоминает примерно вот такой карточный домик:



Дерни одну карту - оно посыпется. Часть институтов обслуживает другие институты внутри страны, часть - работает с зарубежными организациями. У этих институтов сложилась определенная кооперация, связи, они занимаются деятельностью. Если эту деятельность нарушить, если ей воспрепятствовать - она прекратится. Институты не смогут выполнять свои функции, в кузнице не окажется гвоздя. Далеко ходить не надо - достаточно вспомнить угольную блокаду Донбасса. Все уже расхуярили к ебеням, но каким-то чудом что-то где-то еще работало, понимаете? Нет, решили поиграться, сунули руки по локоть в розетку... Теперь будем жрать буряк - если с погодой повезет, семенного фонда хватит, урожай случится, и не пропадет он, при длительном хранении, а топить будем кизяками.



В чем причина этого?

В 1991 году социальные институты достались Украине в наследство от СССР. Они работали, и работали 70 лет, в составе большой страны. И под конец существования той страны, в общем-то, мы тут не бедствовали. Социальные институты функционировали, поставляя гвозди, подковы, лошадей, командиров. В 1991 году мы отделились. У нас начался капитализм, мы начали смотреть на Запад. В скобках замечу - смотреть на Запад не вредно, если с головой смотреть. Но у нас случилась беда, понимаете? Так получилось, что у нас на Западе было много соотечественников бывших, которые рассказывали нам, как они там хорошо живут, и как мы будем хорошо жить, если с наследством "проклятого СССР" покончим. И вместо чтобы смотреть на Запад, мы начали смотреть на них...

Эти наши бывшие соотечественники своего государства на Западе не построили, в государственных органах много не работали, они там жили в чужой системе отношений, которую поддерживали и администрировали чужие люди, и потому наши бывшие соотечественники в области государственного менеджмента как тогда были, так и сейчас являются полными лохами.

С 1991 года происходит системный демонтаж государственных институтов на Украине.

Ребята, в любом государстве главная задача - сохранить то, что работает. Работают социальные институты - не трогайте, займитесь тем, что не работает, понимаете? Иначе вы нарушите кооперацию, обрушите производство и производственные связи, в широком смысле производственные.

Так получается, что отрицание советского наследства сопровождается разрушением того, что мы получили в наследство от СССР. Это не мы создавали, мы не знаем, как оно устроено, почему именно так и как оно работает. Если мы огульно, как сейчас наши "домоправители" делают, будем отрицать все подряд, то в силу некритичности своей потеряем управляемость. Это естественно. Самый лучший пример потери управляемости, несомненно - майданы.

Майдан по-русски - сходняк. Собралось село, кто-то втихаря наливает в толпе, кто-то семки лузгает, кто-то побалагурить пришел, обсуждают. Ладно, хорошо, обсудили - а кто выполнять будет? Кто будет отвечать? Это ж надо не просто решение принять, надо еще ответственных назначить, за работу взяться, а какая работа, если майдан?

Умение решать производственные задачи - неважно, управление охотниками при добыче мамонта или координация звеньев при работе в поле - требует квалификации. Квалифицированных людей всегда немного. Можно поставить других - но они неквалифицированные, результаты будут хуже. Квалифицированные люди - звеньевые, бригадиры - они особняком держатся. Начальство. Это и естественно, у них свои, квалифицированные разговоры. На заводе на совещание всех не зовут - только мастеров (если сильно повезет), начальников участков (если до такого уровня опустятся), инженеров (это редко), а то и вообще - только директорат, главного инженера и начальников цехов. Потому что в профессиональном кругу можно принимать профессиональные решения, а в толпе можно принимать только дурные решения.

Когда в полном соответствии с идеей Манифеста "весь мир насилья был разрушен", получилось хреново. Все эти комиссии, советы и комитеты показали настолько неэффективное управление, что пришлось вводить НЭП. Не потянули освобожденные рабочие задач государственного управления. Ввели НЭП, заставили рабочих активистов присматривать за буржуями, и потихоньку создали комиссариаты. Комиссариат, ребята - это уже не собрались-учредили, это уже ведомство. У ведомства ценз на входе, учет и контроль в процессе работы. Тут уже инициатива значения не имеет, тут уже отбирают только квалифицированных. Особнячком. Потому что начальство. Только вот незадача - не потянули народные комиссариаты. То есть вроде и потянули - но не совсем. И тогда создали министерства, как у проклятых капиталистов. Министерство - это особая вещь. В комиссариат можно по комсомольской путевке, а в министерство - уже хрен, только с дипломом и опытом работы. И вот тогда, когда вернули в армии офицерские и генеральские звания, когда вернули министерства, отделив их, между прочим, от ведомств - вот тогда смогли, наконец, построить рабочую структуру управления в масштабах государства.

Ребята, майдан - это где-то так из области первобытно-общинного строя, понимаете? Это из области пещерных людей. Видите майдан - знайте, это пещерные люди прыгают, заклинания произносят. Их там шаманят потихоньку, они и довольны.

Уровень управленческих решений строго отрицателен.

Чтобы собрать майдан - достаточно быть селюком. Чтобы управлять государством - нужно быть урбанистом, и даже более - ультраурбанистом. Нет, в крестьянстве нет ничего особо плохого, крестьянский менталитет - он интересный, много людей умных, и даже мудрых. Но они мыслят в иных, чем нужно для государства, категориях. Вот Юленьке Тимошенко если башню проветрить, да посадить куда на ресепшен - будет ведь офигительная ресепсионистка! А ничего большего ей доверить нельзя... Певец украинской народной сермяги товарищчь Яценюх так себя продемонстрировал, что его с глаз долой убрали. Потому как уже репутация у человека совершенно определенная. Гройсман - это такой еврейский мальчик в школе для умственно отсталых детей.

"Какие ваши доказательства?" - спросите вы. Все очень просто. Ручной режим управления. Никто из них не планирует свою деятельность, не имеет вообще плана и не опирается на реальную обстановку.

В каждом государстве есть ресурсы. Если правительство распоряжается этими ресурсами удачно - в государстве все в порядке. Какими ресурсами распоряжается украинское правительство? Вот по памяти - "Запад оплатит восстановление Донбасса", "запад поможет разобраться с задолженностью в 13 миллиардов долларов", "скоро мы получим безвиз", "скоро нам МВФ даст кредит"... Ребята, полистайте новости - это же сплошняком такое прёт.

Если вы правительство, и если вы, как правительство, распоряжаетесь ресурсами, и если в вашей риторике постоянно присутствует Запад, западные ресурсы, западные деньги и так далее - так может, вы правительство Запада? Может, Петр Алексеевич Порошенко - президент Евросоюза?

Как нет?

Ну если нет - тогда нужно распоряжаться своими ресурсами, Петр Алексеевич... А каке у вас ресурсы? И вот тут выясняется, что даже представления о собственных ресурсах Петр Алексеевич не имеет...

Понимаете, ребята это в городе люди думают о ресурсах. А на селе только два ресурса - земля и погода. С точки зрения крестьянина, селюка, Евромайдан - это хорошо. Мы как будто переезжаем с одной земли, которая плохая, в другую, которая хорошая, европейская. А погодой мы и раньше не распоряжались...

Абсолютно неэффективный ресурс-менеджмент каждого "майданного" режима - это визитная карточка. Что Ющенко на ровном месте проебал (другого слова нет) кучу возможностей, что нынешние "управители" - щелкают клювом, аж гай гудэ. Почему? Потому что у них сельский менталитет. В частности. Они до сих пор думают, что переезжают в другую землю, понимаете? Страна ракеты строила, тут кооперация с Россией по промышленности развалилась (сами и развалили), решили - аграрная супердержава. Картопля на продажу уже не нужна - будем себе буряк выращивать, однако.

Куда девать рабочих, институты, заводы? А кому они нужны, верно, в аграрной супердержаве? Текущие одминистраторы великого политического процесса евроинтеграции вообще не понимают, что это ресурс, актив. Который скоропортящийся и невосполнимый.

Сельский тип мышления.

Безотносительно к политической платформе, безотносительно к моим симпатиям и антипатиям, если мы проанализируем стратегию принятия решений текущей властью, то поймем, что она не урбанистическая, стратегия эта - а сельская, точнее даже, хуторянская. Что означает, что государство здесь обречено, во всяком случае, пока такие люди его возглавляют. Не потому, что кто-то придет и шорох наведет - они сами все уничтожат.

Потому что село.

Tags: мысли, полезное
Subscribe

  • Гостюшка

    Правила проживания в моём доме Леночка, спасибо, что приехала. Нас какое-то время не будет, так что поживёшь одна. Как только вернёмся –…

  • Эсма великолепна

  • О диалогах в операционной

    - 335... - Значит, вы поели? Курицу и чашку чая? В десять? А с чего бы? - Мне хирург сказал, что рано утром можно лёгкий завтрак! - Вынужден…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Гостюшка

    Правила проживания в моём доме Леночка, спасибо, что приехала. Нас какое-то время не будет, так что поживёшь одна. Как только вернёмся –…

  • Эсма великолепна

  • О диалогах в операционной

    - 335... - Значит, вы поели? Курицу и чашку чая? В десять? А с чего бы? - Мне хирург сказал, что рано утром можно лёгкий завтрак! - Вынужден…