Общаюсь тут с друзьями. Одна семья сейчас живет в Испании. У ребенка возник конфликт с учительницей, вылившийся аж в составление протокола о неуважении к преподавателю. Мальчик написал контрольную, в ней был пример: "Представить 45.50 в виде дроби". Он написал: "455/10". Учительница не зачла пример, говорит, надо было написать 4550/100. Аргументам ребенка, что это одно и то же, не внимала, дальше возник конфликт.
Мать сказала ребенку больше с ней ни о чем не спорить, увидев вторую контрольную, уже по испанскому. Там был вопрос - что такое полупустая бутылка (botella semivac? a). Дите написало: "Это бутылка, заполненная до половины". Она зачеркнула, исправила: "Это бутылка, наполовину пустая". У нас возникло предположение, что, судя по известному изречению о наполовину наполненном стакане, учительница пессимистка.
Подруга, участвовавшая в разговоре, посочувствовала, потом вспомнила историю из своей жизни. Она бегло читала лет с четырех, поэтому в первом классе ей было скучно, когда в букваре мама мыла раму, и она тихонечко вытащила какую-то книжку. До сих пор у нее хранится дневник с жирной двойкой за поведение и поясняющей ее вину записью: "Читала на уроке чтения".
Мама пытается мальчика заставить дома все это дорисовать. Он упирается. Мама тоже идет на принцип, потому что: он будущий мужчина и должен сам уметь решать свои проблемы, а не с помощью мамы. И "он должен понимать слово "надо". Ну, и что нельзя приучать ребенка обманывать.
...И вот я думаю, насколько разные родительские подходы дадут настолько разных людей! Я бы сказала, что действительно – в данном случае это бессмысленное требование и легче нарисовать все это за ребенка, чем ссориться с сыном и подставлять его под конфликт с учителем. Подозреваю, что умный и мотивированный ребенок просто-напросто бастует против бессмысленной работы. Я бы тоже бастовала.
Кстати, мои родители были из первой категории, но это не взрастило во мне ответственного человека. Это вырастило из меня человека, который физически не способен заниматься работой, в которой он не видит смысла – я встречала целые огромные департаменты в больших корпорациях, которые занимались производством Ничего. Отчетами об отчетах в отчетах.
Я кажется, рассказывала уже – меня как-то весной перед школой отвели на подготовку к школе. Мы там должны были чертить всякие треугольники и квадраты. У меня, единственной из всех, была линейка и я чертила с ее помощью. А остальные пользовались коробочкой от карандашей для этого. Дома, во время "домашнего задания" мама запретила мне пользоваться линейкой – раз никто не пользуется, значит, нельзя. И надо чертить по коробочке, как все. Мама тогда вышла из комнаты.
Мне было шесть лет. Я сидела за своим новеньким письменным столом, совсем взрослым. Смотрела на коробочку, смотрела на линейку. Смотрела на образцы, которые надо было перечертить в альбом. И чувствовала себя единственным нормальным человеком в этом безумном-безумном-безумном мире. До сих пор мне интересно, зачем надо было чертить по коробочке, если по линейке гораздо проще и эффективнее? И, черт возьми, я до сих пор с этим вопросом постоянно чувствую себя ровно также, как в свои шесть лет: а почему все делают так, когда этак – намного быстрее, проще и дешевле?
(с) сеть