govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

Что такое "норма", или источник всех срачей в ЖЖ

Норма, господа мои, судари и сударыни, бывает бытовая и всякоразная иная. И бытовая норма - это такое, скажу вам, удивительное дело, что его описывать я буду подробнее всего и в первую очередь. А в скобочках курсивом мелькнет рядом норма статистическая, норма юридическая, норма медицинская, норма социальная (мораль как частный случай, но не только она, хотя она больше всего) и возможно, что-нибудь еще.

Итак, бытовая норма - это "я знаю, как правильно". И она имеет прямое и непосредственное отношение к мифам подросткового возраста, то есть к тому из них, который "правильный список правил - тот, который у меня". Предполагается, что у остальных людей в лучшем случае не особо точные копии правильного списка, и это умные люди, с которыми можно и нужно договариваться, а в худшем случае у них фигня на палочке, а не список правил, и слушать таких людей ни в коем случае не надо, а надо их, напротив, или переубеждать, или затыкать, но в том посте я этого не писала, а тут напишу.Потому что вот это "предполагается" крепится к фундаменту этой замечательной мифологии этакой красивой декоративной лесенкой, на которой можно разместить изрядную часть мотивов поведения, а также такие неизменно модные детали интерьера, как покерный столик для игры в Берновский покер и большую настенную карту Треугольного Шоссе имени Карпмана (движение на нем двухсторонее, по ссылке в коментах это есть, но это не так важно, главное - чтоб карта БЫЛА).
У личной Вечности свои законы (вы извините, что много ссылок, но иначе будет совсем много букв), и в этой... кхм... архитектуре вполне нормально, если вы цепляете случайно за перила лестницы - а фундамент (особенно такой фундамент) начинает крениться и крошиться, поэтому (сисадмины поймут) "рюшечки" священны: шатать перила или, не дай бог, трогать декоративные панно и карты местности, украшающие лестницу ни-ни нельзя, хозяева будут сильно против. Мягко говоря.
Трагедия соприкосновения личной Вечности с Действительностью (не Обыденностью, она является слепком с Вечности для ежедневного использования) как раз в том и заключена, что Действительность к декорациям достаточно безжалостна. И поэтому любой домовладелец, построивший в своей голове дом (некоторые такое громоздят, что Свифту впору умереть еще раз, от зависти), готов идти на действительность войной за право сохранить свою убежденность в своей правоте.

По ссылке горсть примеров к тезисам. И (ну мы же нормальные все, да?) искренние надежды, что или человек не в порядке, или это он так нарочно написал, чтобы собрать мнений и что-то с ними поделать. Потому что не может же это быть правдой, да? (А то декорации на личной лестнице начинают опасно покачиваться от этой мысли...)
Вот еще горсть примеров войны Действительности и личной нормы. Там в коментах есть интересное тоже: один из читателей рассказывает, почему все, что с ним произошло, хорошо и правильно, и почему автор поста (психотерапевт с изрядным опытом работы, на минуточку) неправа в ЕГО КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ.

Ссылки на другие такие холивары по ЖЖ, я уж не говорю про весь Рунет, можно грести большой снегоуборочной лопатой, главное, чтобы лопата выдержала. Посему хватит конкретики и давайте переходить к обобщениям.
Итак, если мы начнем говорить о декорациях на лестнице между мифологией и тем, из чего она растет (то есть, на чем стоит), мы можем уплыть куда угодно. Декорациями, прикрывающими несущие балки, может стать
юридическая норма (но в отличие от корректного употребления как самого понятия, так и его смысла в качестве аргумента, эта норма будет освобождена либо от связи со сферой применения, либо от источника права, но ее принудительная, уполномачивающая или запретительная сила будет на месте, а иначе что это за декорация)
норма медицинская (правда, в зависимости от нужд личной мифологии нормой может быть объявлено что угодно, от среднестатистической ситуации до крайнего значения какого-то функционального состояния, по измерениям в норму не укладывающегося никак, возьмите для примера понятие "средний вес здоровой женщины")
Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.
В, общем, вариантов масса, но свести их можно к пяти позициям списка
Статистическая норма определяется посредством опытных среднеарифметических данных; "анормальное" значит "необычное" — и все бы хорошо, если бы "для меня" не было приравнено к "для всех", а в личной Вечности иначе бывает гораздо реже, чем так.
Идеальная норма имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» и постулирована как общезначимая; "анормальное" значит "несоответствующее идеалу" — и все бы ничего, если бы тот, кто эту норму вводит, не пытался надеть свой идеал на каждого мимопроходящего (а попробуй не натяни - он же со своей чуждостью и инаковостью все представления о безопасности поломает)
Социальная норма предписанные обществом нормы поведения; "анормальное" значит "отклоняющееся" — и все бы ничего, но участия в холиварах за "право быть непохожими" и "за девственность родных извилин" при помощи красного крестика в правом верхнем углу экрана можно избежать только в сети (да и им не все пользуются, да-с, дорогие мои, и тому причин масса, и все они торчат в виде дорожных указателей на Треугольном Шоссе имени Карпмана), в невиртуальной реальности это более энергоемкий процесс. Иногда - СИЛЬНО более энергоемкий.
Субъективная норма Масштабом для оценки изменений служат индивидуальные данные; "анормальное" значит "неподходящее для индивида" - и все бы ничего, но какой соблазн для окружения ВМЕСТО индивида решить, что для него подходит, а что нет... Список-то может быть бесконечным: начиная от профессии и заканчивая стилем одежды и выбором брачного партнера, я уж не говорю о пищевых предпочтениях, их можно регулировать десятком способов даже у взрослого, способного отбиться от ложки в любящих руках. С другой стороны, мы все - существа социальные, и порой нам довольно трудно определить, где заканчивается наше право махать руками и начинается соседский нос.
Три простых бытовых примера хотите?
Вот ежевечерние вопли дуэтом за стенкой - это уже повод вызывать милицию или нет? А в сопровождении аккомпанемента падающих тяжелых предметов?
Вот двое ребенков, один младшешкольного, другой дошкольного возраста, гуляющие в одиночестве без взрослых на улице несколько часов - это повод забрать их в детскую комнату и поискать, чем заняты родители, или еще нет? А пятилетний, болтающийся по улице несколько часов ОДИН?
Вот вольготно лежащий на травке лицом вниз прилично одетый мужчина - нуждается он в помощи или сам проспится? А если лицом вверх и с пеной изо рта?
...Что, тяжко? Выбор между безопасностью, их и нашей, делаем мы все. Ежедневно. Включаясь в ситуацию или отворачиваясь.

Функциональная норма "как промежуточные функции (или дисфункции) для желаемых состояний «более высокого уровня»; "анормальное" значит "вредное — и опять же возникает вопрос границ между социальной приемлемостью и нашей личной безопасностью, какой мы привыкли ее представлять (помноженной на наше "знаю, как надо", куда ж без него) и безопасностью, privaсy, окружающих.

Дорогие мои, это хорошо, если мы перед тем, как включаться в ситуацию, сверяем свое "знаю, как надо", свой полный и надежнейший список правил - с фиксированными и для всех записанными нормами. В которых, так между прочим, написано, где границы их применения. Но обычно бывает наоборот. Мы эти самые фиксированным нормы вешаем в виде декораций на свою личную красивую лесенку, соединяющую корни нашей мифологии с тем, что мы на эту мифологию навесили. И хочу вам отдельно сказать, что чем меньше корней у вашей мифологии есть, тем больше они будут напряжены. И тем больше вы - лично вы, да-да - будете заинтересованы сохранить свое "знаю, как надо" в неприкосновенности. И фиг бы с ней с этой Действительностью, картина мира-то тем важнее, чем меньше она с Действительностью совпадает. Поэтому тот, кто вас (ну или не вас) в действительность мордой ткнет к действительности личиком развернет, будет вашим злейшим врагом. Ну или, если вы склонны к контрпереносам, никто, кроме вашего злейшего врага, желающего разрушить вашу жизнь, так жестоко и несправедливо с вами не поступит. За это положено наказывать, да? Это же нарушение privaсy, правильно? Вы согласны? Правда согласны? Добро пожаловать на Шоссе имени Карпмана. По нему можно доооолго кататься. Всю жизнь.

авторъ
Tags: полезное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments