govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

Всему свое время

Для каждой художественной книги, в общем-то, есть свой возраст, в котором ее надо читать. Для детских книг это всем очевидно, но и со взрослыми книгами то же самое.

Дело тут, очевидно, в том, что книга дает знания и вызывает эмоциональный отклик. Для этого отклика нужно неискушенное восприятие - то есть, понимать прочитанное как происходящее на самом деле, с тобой или близкими тебе людьми, а не знать, что это всего лишь буквы в книге, которые придумал писатель.

Соответственно, для эмоционального восприятия противопоказано сильно много знать о литературе, видеть много ее образцов и вообще быть сильно умным - потому что тогда из образцов вычленяются общие принципы, ходы и механизмы. Этим тоже можно интеллектуально наслаждаться - особенно, когда оказываешься умней автора, - но увы, только интеллектуально.

Ну и с возрастом, соответственно, растет число знаний, и если в книге написано то, в чем ты и так разбираешься, она уже не цепляет.

Это, собственно, были размышления после попытки чтения Сэллинджера. Его надо читать в молодости. В 45 уже все - к сожалению. В 25 его книги (серия о Глассах и "9 рассказов") полны какой-то непонятной тайны. Кажется, что автор знает нечто необыкновенное и ты вот-вот это ухватишь.

А сейчас видишь, что Сэллинджер очень напыщен и пишет о каких-то людях, которые меня совершенно не интересуют и не имеют ко мне никакого отношения. Местами ("Симор: введение") просто выпендривается, излагая поток совершенно несмешных шуток, которые и на шутки-то вовсе непохожи: так, набор слов, намекающих непонятно что.

А вся серия о Глассах - это попытки агиографии, описания житий идеальной семьи, члены которой и на живых-то людей не похожи, одни воспитательные функции. Это особенно смешно, учитывая какую семью в жизни создал сам Сэллинджер, и насколько она была далека от этих святых, полных вселенской любви - просто полный антипод.

Ну и вся его мудрость в конце концов оказывается все тем же буддизмом или индуизмом - то есть, старьем каменного века, когда люди поклонялись Солнцу и животным. Только и радости, что старье это восточное, а не европейское.

Все вышесказанное, конечно, не означает, что Сэллинджер - плохой писатель. Он хороший писатель. Только я его уже перерос и взять у него мне больше нечего. Как у Беляева или у Воннегута, которые тоже совсем не плохи, и в свое время просто зачаровывали.

автырь gatoazul в post

PS
я так Чайку Джонатан Ливингстон перечитывал с разницей в 5-10 лет
и то что поначалу казалось прорывом и одухотворенным, впоследствии (после набора опыта по сектантской литературе и общении с сектантами), превратилось в банальную сектантскую агитку типа "закройте глаза, нырните в свою чакру и отправляйтесь в полет"
Tags: мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments