"Петрозаводский ученый Михаил Данков, изучая документы и бумаги Гаврилы Державина в Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, нашел информацию, которая заставляет серьезно пересмотреть представления о нравах обитателей Выго-Лексинского старообрядческого монастыря в конце XVIII века.
— В июле-сентябре 1785 года Державин в сопровождении двух чиновников предпринял поездку по губернии протяженностью 1500 километров. Его «Поденная записка, учиненная во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным» — неоценимый источник по истории нашего края, полностью не изученный современными исследователями. Так вот, в них имеются сведения, которые в советские времена из ханжества публиковать стеснялись, — утверждает Михаил Данков.
В своем путешествии Державин не миновал Выговскую обитель, переживавшую тогда свой расцвет. Религиозная община, противостоящая государству и официальной православной церкви, превратилась в крупное предпринимательское хозяйство, имевшее 40 скитов, 120 пашенных дворов, около 500 голов только крупного рогатого скота, доходные торгово-ремесленные промыслы. Увиденное в «столице раскола» неприятно поразило 42-летнего Державина. Выяснилось, что крестьяне отдавали в Лексинский монастырь дочерей-бесприданниц. Около семисот монахинь занимались сельским хозяйством, различным рукоделием, иконописью, обучались чтению, каллиграфическому письму и церковному пению. Однако при этом наставники занимались откровенной сексуальной эксплуатацией наиболее привлекательных из монахинь.
В обители насаждались нравы, весьма далекие не только от монастырских, но и христианских. К обитательницам Лексинского монастыря приводили «молодцев» и богатых жертвователей. Нарушался принцип раздельного проживания в скитах-общежительствах, поощрялись беспорядочные связи («блуд») вместо благочестивого целомудрия. Это приводило к большому количеству утопленных, задушенных и закопанных младенцев — «детей греха».
Обитель получала пожертвования («епитимью») от множества приезжающих богомольцев, среди которых было немало состоятельных купцов. Многие завещали обители имущество.Чтобы повысить эти доходы, наставник Андрей Борисов специально подсылал наиболее юных и привлекательных «институток» в большие и столичные города к богатым приверженцам «истинной веры». Прелестницы склоняли толстосумов к щедрым дарам и к переселению в монастырь с условием передачи всего имущества.Богатеи-жертвователи получали право жить и спасаться в женском скиту почти как в гареме. К ним приставлялись 15-летние прекрасные келейницы — якобы «для большего в правоверии подвизания». Те, кто отказывался платить, изгонялись из женской половины.
По мнению Михаила Данкова, державинскую «Записку» можно смело признать ценнейшим свидетельством не только по истории старообрядчества, но и по истории этики и сексуальных отношений в России конца XVIII века."
http://rk.karelia.ru/news/karelskiy-istorik-obnaruzhil-v-dnevnike-derzhavina-skandalnyie-svidetelstva-o-nravah-vyigoretskoy-obiteli/
В принципе фактуры хватило бы хоть на мелодраму, хоть на исторический детектив, хоть на жесточайшее порно. Не понимаю я сценаристов и современных писателей. Вместо того, чтобы брать сюжет с потолка можно просто поинтересоваться реалиями прошлого.</div>
автырь