govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

Листая старую тетрадь ...

Периодически в архивах откапывается такое, что заставляет со страшной силой трещать шаблонные представления о жизни предков. Из последних местных новостей такого рода:

"Петрозаводский ученый Михаил Данков, изучая документы и бумаги Гаврилы Державина в Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, нашел информацию, которая заставляет серьезно пересмотреть представления о нравах обитателей Выго-Лексинского старообрядческого монастыря в конце XVIII века.
— В июле-сентябре 1785 года Державин в сопровождении двух чиновников предпринял поездку по губернии протяженностью 1500 километров. Его «Поденная записка, учиненная во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным» — неоценимый источник по истории нашего края, полностью не изученный современными исследователями. Так вот, в них имеются сведения, которые в советские времена из ханжества публиковать стеснялись, — утверждает Михаил Данков.
В своем путешествии Державин не миновал Выговскую обитель, переживавшую тогда свой расцвет. Религиозная община, противостоящая государству и официальной православной церкви, превратилась в крупное предпринимательское хозяйство, имевшее 40 скитов, 120 пашенных дворов, около 500 голов только крупного рогатого скота, доходные торгово-ремесленные промыслы. Увиденное в «столице раскола» неприятно поразило 42-летнего Державина. Выяснилось, что крестьяне отдавали в Лексинский монастырь дочерей-бесприданниц. Около семисот монахинь занимались сельским хозяйством, различным рукоделием, иконописью, обучались чтению, каллиграфическому письму и церковному пению. Однако при этом наставники занимались откровенной сексуальной эксплуатацией наиболее привлекательных из монахинь.

В обители насаждались нравы, весьма далекие не только от монастырских, но и христианских. К обитательницам Лексинского монастыря приводили «молодцев» и богатых жертвователей. Нарушался принцип раздельного проживания в скитах-общежительствах, поощрялись беспорядочные связи («блуд») вместо благочестивого целомудрия. Это приводило к большому количеству утопленных, задушенных и закопанных младенцев — «детей греха».

Обитель получала пожертвования («епитимью») от множества приезжающих богомольцев, среди которых было немало состоятельных купцов. Многие завещали обители имущество.Чтобы повысить эти доходы, наставник Андрей Борисов специально подсылал наиболее юных и привлекательных «институток» в большие и столичные города к богатым приверженцам «истинной веры». Прелестницы склоняли толстосумов к щедрым дарам и к переселению в монастырь с условием передачи всего имущества.Богатеи-жертвователи получали право жить и спасаться в женском скиту почти как в гареме. К ним приставлялись 15-летние прекрасные келейницы — якобы «для большего в правоверии подвизания». Те, кто отказывался платить, изгонялись из женской половины.

По мнению Михаила Данкова, державинскую «Записку» можно смело признать ценнейшим свидетельством не только по истории старообрядчества, но и по истории этики и сексуальных отношений в России конца XVIII века."
http://rk.karelia.ru/news/karelskiy-istorik-obnaruzhil-v-dnevnike-derzhavina-skandalnyie-svidetelstva-o-nravah-vyigoretskoy-obiteli/


В принципе фактуры хватило бы хоть на мелодраму, хоть на исторический детектив, хоть на жесточайшее порно. Не понимаю я сценаристов и современных писателей. Вместо того, чтобы брать сюжет с потолка можно просто поинтересоваться реалиями прошлого.</div>
автырь stannum99 в Моменты истории
Tags: история, хруст французской булки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments