govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

Про татарских холопов и двойные стандарты

Итак, канун печально памятной войны за Ливонское наследство и переговоры ливонцев с московитами о юрьевской дани. «Согласиться с законностью претензий России означало признать фактическое подчинение Ливонии московской короне (ведь страна, которая платит дань, находится в зависимости от своего господина). Потому переговоры 1554 г. привели к резкому обострению ситуации в регионе». И тут на память приходит другая цитата, и речь в ней идет об аналогичной ситуации: «Важным аспектом отношений Крыма как с Русью, так и с Великим княжеством Литовским была уплата «поминков», являвшаяся по сути данью, откупным за отказ от крымских набегов на пограничные земли».
      Вопрос – если, положим, ежегодные (о чем писал, к примеру, Михалон Литвин) «упоминки» из Вильно в Крым – это есть «дар» (или откуп от набегов), то почему «юрьевская дань» – это признание со стороны Ливонской конфедерации (даже не всей конфедерации, а лишь ее части – Дерптского епископства) своего вассального положения по отношению к Москве? И тут на память приходит и другой пример (нет, конечно, я понимаю, что это боян – см, например, здесь и здесь), но все же! Еще и еще раз обратимся к дипломатической переписке Кыркора и Вильно. Как понимать, к примеру, эти слова Сигизмунда I, обращенные к Менгли-Гирею I: «Абых городовъ нашихъ отьчизныхъ, которые жъ зрадъне отец его (Иван III – Thor) через свою присягу забрал и посел, зася нам отъступил, бо на тые городы предъковъ твоихъ великихъ волныхъ царей, и тебе, брата нашого, Великое Орды великого волного царя, ярлыки предъком нашым и нам подаваны…»? Сигизмунд, не в силах вернуть утраченные города силой, апеллирует к сюзерену, предлагая тому вмешаться и решить старую прю, обещая в случае благоприятного для него разрешения «от насъ, брата твоего, впоминки»? Прямо-таки синдром дежа-вю: «Василей ищет стола своего, великого княжениа, а твоего улусу по твоему цареву жалованию и по твоим девтерем и ярлыком, а се твое жалование перед тобою, а господин наш князь Юрьи Дмитриевич хочет взятии великое княжение по мертвой грамоте отца своего…».


 Менгли-Гирей (османская миниатюра):




5c63e-menli0i0giray






И как, в таком случае, понимать ярлык, данный тем же Менгли-Гиреем Сигизмунду, о том, что «великий цар, дядя нашъ, и великий цар отец нашъ дали по тому жъ» тьмы Киевскую, Владимирскую (что на Волыни), Луцкую, Смоленскую, Подольскую, Каменецкую, Браславскую, Сокальскую, Звенигродскую, Черкасскую и иные, в т.ч. Брянск, Рыльск, Курск «со въсими ихъ выходы и з данми», да еще в придачу Псков, Великий Новгород и Рязань, да не просто так, а с предписанием туземцам, «городы, князи и бояре напередъ сего великому князю Витовъту, брату нашому, а потом великому князю Жикгимонъту, брату нашому, какъ есте служивали, ино и ныне по тому жъ великому князю Казимиру, брату нашому, служите…»? Сигизмунду для подтверждения его права на владение означенными «люди, тмы, городы и села, и дани, и выходы, и з землями, и з водами, и с потоками» нужен ханский ярлык, а без оного ярлыка и власть его не имеет законной силы?
      И как тогда расценивать слова все того же Сигизмунда о том, что де с «тежъ которыхъ городовъ рускихъ отецъ нашъ королъ Казимир и предъки наши биривали собе дани великие а с того сылывали упоминъки предъком его (Менгли-Гирея – Thor)…», а теперь, выходит, и упоминки слать не можно, поскольку «московский» их, эти города забрал? А упоминки-то выходит, очень и очень немалые были – по словам Менгли-Гирея, Ольбрахт, предшественник Сигизмунда, обязывался платить ежегод 16 тыс. золотых, а Сигизмунд – 10 тыс. и еще 4,5 тыс. золотых «городъской алафы» на содержание ханского гарнизона в Ислам-Кермене (а потом Сигизмунд обязывался выплачить хану ежегод платить 15 тыс. золотых, «на первей рок, на Семую субботу полъосмы тысячы золотых, а на другий рокъ, на светого Мартина другую полосмы тысячы золотых» – «половицу пенязми, а половицу товаромъ»). При этом «московский» – татарский холоп, а вот Сигизмунд, выходит, «вольный царъ»? С ханским ярлыком и обязательством платить немалые «упоминки» за «люди, тмы, городы и селва, и дани, и выходы, и з землями, и з водами, и с потоками»?
      P.S. Не спорю, поскольку в ханском ярлыке ничего не говорится о собственно литовских землях, то по этим «жомойтским» владениям Сигизмунд и был «вольным царем», равно как и вольным же «кралемъ» польским. Но как «князь Руский», извините-подвиньтесь, он таки ханский холоп, такой же, как и его враг Иван III (при этом Иван, кстати, не требовал от Менгли-Гирея ярлыка на свои земли. Во всяком случае, мне об этом ничего не известно. Или я заблуждаюсь, и есть ярлык от Менгли-Гирея, в котором он жалует своего верного московского холопа тьмами Владимирской, Суздальской, Нижегородской и иными, И Иван в благодарность готов выплачивать с получаемых им доходов с этих «тем» хану «поминки»? Спор из-за четырех южнорусских городков не в счет).






kostum17





автырь thor_2006 в Дополнение к предыдущему посту

ЗЫ
В 14-16 вв. литовские великие князья правили бывшими землями Руси, как вассалы татарских ханов, выплачивая им дань и получая от них ярлыки, из которых известно о следующих:

Ярлык Абдуллы (Мамая) Ольгерду (1362)
Ярлык Тохтамыша Ягайле (1392-1393)
Ярлык Тохтамыша Витовту (1397-1398)
Ярлык Хаджи-Гирея Витовту
Ярлык Улуг-Мухаммеда Свидригайле (1431)
Ярлык Хаджи-Гирея Сигизмунду Кейстутьевичу
Ярлык Хаджи-Гирея Казимиру (1461)
Ярлык Нур-Девлета Казимиру (1466)
Ярлык Менгли-Гирея Казимиру (1472)
Ярлык Менгли-Гирея Сигизмунду I (1507)
Ярлыки Менгли-Гирея Сигизмунду I (1514)
Ярлык Мухаммед-Гирея Сигизмунду I (1520)
Ярлык Сагип-Гирея Сигизмунду I (1535)
Ярлык Сагип-Гирея Сигизмунду I (1540)
Ярлык Девлет-Гирея Сигизмунду II (1560)

Кстати, дань татарам литовские великие князья платили не только с бывших земель Руси, но и с собственно литовских городов, включая столицу - Вильно:

31. Жигимонтъ Божою милостiю Король Польски, Велики Князь Литовски, Руски, Пруски, Жомойтски, Мазовецки и иныхъ. Войту Бурмистромъ и Радцомъ и всему Поспольству места нашего Виленского, ижъ што присылалы есте къ Намъ повядаючи о томъ: ижъ принесены до васъ Листъ Нашъ, абы есте дали Ордынщизну зъ того места Виленского, пять сотъ копъ грошей, а вы Привилее Предковъ Нашихъ, и Нашiе на то у себе маете, ижъ неповинни есте большъ надъ осмдесятъ копъ грошей той Ордынщизны зъ места Виленского давати, якожъ и квиты Подскарбихъ Нашихъ Земскихъ у васъ суть, што завшесте по осмдесятъ копъ грошей, до скарбу нашего имъ давали, и жадаете отъ Насъ абыхмо водлугъ Привилеiовъ вашихъ, васъ в той речи заховали. Прото где вы привилеiе и варунки, отъ Предковъ Нашихъ и от Насъ, то у себе маете: Мы васъ при тыхъ варункахъ вашихъ зоставляемъ, а если быхмо коли Ордынщизну на тое место Нашое Виленское положыли, и Листы Нашiе о томъ до васъ писали, вы бы тую Ордынщизну до скарбу платили подлугъ давного обычая, и подлугъ Привилеiовъ вашихъ мескихъ. Писанъ въ Кракове подъ леты Божого Нароженя тысяча пять сотъ тридцать осмого, месяца Юлiя единастого дня, Индыкта еднастого (Печ. вытис. из кн. прив.).
(Собрание древних грамот и актов городов: Вильны, Ковна, Трок, православных монастырей, церквей, и по разным предметам. Часть I. Вильно, 1843. С. 62-63.)


Роспись ордынщины за 1501 г. (Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. I. СПб., 1846. С. 343.). Обратите внимание на присутствии в росписи городов Вильно и Ковно:




Tags: история, ликбез, полезное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments