Вопрос – если, положим, ежегодные (о чем писал, к примеру, Михалон Литвин) «упоминки» из Вильно в Крым – это есть «дар» (или откуп от набегов), то почему «юрьевская дань» – это признание со стороны Ливонской конфедерации (даже не всей конфедерации, а лишь ее части – Дерптского епископства) своего вассального положения по отношению к Москве? И тут на память приходит и другой пример (нет, конечно, я понимаю, что это боян – см, например, здесь и здесь), но все же! Еще и еще раз обратимся к дипломатической переписке Кыркора и Вильно. Как понимать, к примеру, эти слова Сигизмунда I, обращенные к Менгли-Гирею I: «Абых городовъ нашихъ отьчизныхъ, которые жъ зрадъне отец его (Иван III – Thor) через свою присягу забрал и посел, зася нам отъступил, бо на тые городы предъковъ твоихъ великихъ волныхъ царей, и тебе, брата нашого, Великое Орды великого волного царя, ярлыки предъком нашым и нам подаваны…»? Сигизмунд, не в силах вернуть утраченные города силой, апеллирует к сюзерену, предлагая тому вмешаться и решить старую прю, обещая в случае благоприятного для него разрешения «от насъ, брата твоего, впоминки»? Прямо-таки синдром дежа-вю: «Василей ищет стола своего, великого княжениа, а твоего улусу по твоему цареву жалованию и по твоим девтерем и ярлыком, а се твое жалование перед тобою, а господин наш князь Юрьи Дмитриевич хочет взятии великое княжение по мертвой грамоте отца своего…».
Менгли-Гирей (османская миниатюра):

И как, в таком случае, понимать ярлык, данный тем же Менгли-Гиреем Сигизмунду, о том, что «великий цар, дядя нашъ, и великий цар отец нашъ дали по тому жъ» тьмы Киевскую, Владимирскую (что на Волыни), Луцкую, Смоленскую, Подольскую, Каменецкую, Браславскую, Сокальскую, Звенигродскую, Черкасскую и иные, в т.ч. Брянск, Рыльск, Курск «со въсими ихъ выходы и з данми», да еще в придачу Псков, Великий Новгород и Рязань, да не просто так, а с предписанием туземцам, «городы, князи и бояре напередъ сего великому князю Витовъту, брату нашому, а потом великому князю Жикгимонъту, брату нашому, какъ есте служивали, ино и ныне по тому жъ великому князю Казимиру, брату нашому, служите…»? Сигизмунду для подтверждения его права на владение означенными «люди, тмы, городы и села, и дани, и выходы, и з землями, и з водами, и с потоками» нужен ханский ярлык, а без оного ярлыка и власть его не имеет законной силы?
И как тогда расценивать слова все того же Сигизмунда о том, что де с «тежъ которыхъ городовъ рускихъ отецъ нашъ королъ Казимир и предъки наши биривали собе дани великие а с того сылывали упоминъки предъком его (Менгли-Гирея – Thor)…», а теперь, выходит, и упоминки слать не можно, поскольку «московский» их, эти города забрал? А упоминки-то выходит, очень и очень немалые были – по словам Менгли-Гирея, Ольбрахт, предшественник Сигизмунда, обязывался платить ежегод 16 тыс. золотых, а Сигизмунд – 10 тыс. и еще 4,5 тыс. золотых «городъской алафы» на содержание ханского гарнизона в Ислам-Кермене (а потом Сигизмунд обязывался выплачить хану ежегод платить 15 тыс. золотых, «на первей рок, на Семую субботу полъосмы тысячы золотых, а на другий рокъ, на светого Мартина другую полосмы тысячы золотых» – «половицу пенязми, а половицу товаромъ»). При этом «московский» – татарский холоп, а вот Сигизмунд, выходит, «вольный царъ»? С ханским ярлыком и обязательством платить немалые «упоминки» за «люди, тмы, городы и селва, и дани, и выходы, и з землями, и з водами, и с потоками»?
P.S. Не спорю, поскольку в ханском ярлыке ничего не говорится о собственно литовских землях, то по этим «жомойтским» владениям Сигизмунд и был «вольным царем», равно как и вольным же «кралемъ» польским. Но как «князь Руский», извините-подвиньтесь, он таки ханский холоп, такой же, как и его враг Иван III (при этом Иван, кстати, не требовал от Менгли-Гирея ярлыка на свои земли. Во всяком случае, мне об этом ничего не известно. Или я заблуждаюсь, и есть ярлык от Менгли-Гирея, в котором он жалует своего верного московского холопа тьмами Владимирской, Суздальской, Нижегородской и иными, И Иван в благодарность готов выплачивать с получаемых им доходов с этих «тем» хану «поминки»? Спор из-за четырех южнорусских городков не в счет).

автырь
ЗЫ
В 14-16 вв. литовские великие князья правили бывшими землями Руси, как вассалы татарских ханов, выплачивая им дань и получая от них ярлыки, из которых известно о следующих:
Ярлык Абдуллы (Мамая) Ольгерду (1362)
Ярлык Тохтамыша Ягайле (1392-1393)
Ярлык Тохтамыша Витовту (1397-1398)
Ярлык Хаджи-Гирея Витовту
Ярлык Улуг-Мухаммеда Свидригайле (1431)
Ярлык Хаджи-Гирея Сигизмунду Кейстутьевичу
Ярлык Хаджи-Гирея Казимиру (1461)
Ярлык Нур-Девлета Казимиру (1466)
Ярлык Менгли-Гирея Казимиру (1472)
Ярлык Менгли-Гирея Сигизмунду I (1507)
Ярлыки Менгли-Гирея Сигизмунду I (1514)
Ярлык Мухаммед-Гирея Сигизмунду I (1520)
Ярлык Сагип-Гирея Сигизмунду I (1535)
Ярлык Сагип-Гирея Сигизмунду I (1540)
Ярлык Девлет-Гирея Сигизмунду II (1560)
Кстати, дань татарам литовские великие князья платили не только с бывших земель Руси, но и с собственно литовских городов, включая столицу - Вильно:
31. Жигимонтъ Божою милостiю Король Польски, Велики Князь Литовски, Руски, Пруски, Жомойтски, Мазовецки и иныхъ. Войту Бурмистромъ и Радцомъ и всему Поспольству места нашего Виленского, ижъ што присылалы есте къ Намъ повядаючи о томъ: ижъ принесены до васъ Листъ Нашъ, абы есте дали Ордынщизну зъ того места Виленского, пять сотъ копъ грошей, а вы Привилее Предковъ Нашихъ, и Нашiе на то у себе маете, ижъ неповинни есте большъ надъ осмдесятъ копъ грошей той Ордынщизны зъ места Виленского давати, якожъ и квиты Подскарбихъ Нашихъ Земскихъ у васъ суть, што завшесте по осмдесятъ копъ грошей, до скарбу нашего имъ давали, и жадаете отъ Насъ абыхмо водлугъ Привилеiовъ вашихъ, васъ в той речи заховали. Прото где вы привилеiе и варунки, отъ Предковъ Нашихъ и от Насъ, то у себе маете: Мы васъ при тыхъ варункахъ вашихъ зоставляемъ, а если быхмо коли Ордынщизну на тое место Нашое Виленское положыли, и Листы Нашiе о томъ до васъ писали, вы бы тую Ордынщизну до скарбу платили подлугъ давного обычая, и подлугъ Привилеiовъ вашихъ мескихъ. Писанъ въ Кракове подъ леты Божого Нароженя тысяча пять сотъ тридцать осмого, месяца Юлiя единастого дня, Индыкта еднастого (Печ. вытис. из кн. прив.).
(Собрание древних грамот и актов городов: Вильны, Ковна, Трок, православных монастырей, церквей, и по разным предметам. Часть I. Вильно, 1843. С. 62-63.)
Роспись ордынщины за 1501 г. (Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. I. СПб., 1846. С. 343.). Обратите внимание на присутствии в росписи городов Вильно и Ковно:

