govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

24 300 танков, как показатель агрессивности

Я в своё время проводил этот маленький подсчёт для других целей (просто хотел показать людям, не особо знакомым с военно-морской тематикой, насколько это дорогое удовольствие -- флот), но может вам тоже пригодится.

"Я мог бы просто привести стоимость постройки предвоенных американских кораблей в долларах тех лет, но это мало что вам скажет, поэтому давайте я буду "переводить" в нечто более вам привычное и понятное -- а именно в танки. Идеально было бы в Т-34, но разница в экономических системах этого не позволяет, поэтому для корректности будем использовать не менее знакомую вам машинку того же класса, но американской постройки: М4А2 Sherman (дизель). Стоимость модели в серии в районе $45 тыс. за единицу. Стоимость кораблей приводится на момент постройки, без учёта последующих перевооружений и модернизаций. Итак:



1. Авианосцы типа "Yorktown", 3 единицы, заложены в 1934-39 годах, стоимость (без авиагруппы) -- $22 млн. (или 489 "Шерманов") каждый.

2. Линкоры типа "North Caroline", 2 единицы, заложены в 1937-38 годах, стоимость -- около $60 млн. (или 1333 "Шермана") каждый.

3. Линкоры типа "South Dakota", 4 единицы, заложены в 1939 году, cтоимость примерно та же.

4. Линкоры типа "Iowa", до войны заложены 2 единицы (так что оставшиеся 2 остальные считать не будем, хоть они и заказаны тоже до войны), стоимость -- $70 млн. (или 1555 "Шерманов") каждый.

Итого, только на эти 11 кораблей за предвоенное десятилетие было потрачено $566 млн., достаточных для постройки более 12,5 тыс. полноценных средних танков M4A2 Sherman с противоснарядным бронированием и 75мм/40 орудием. И это мы ещё не считали 18 тяжёлых и 16 лёгких крейсеров предвоенного десятилетия, десятки эсминцев и подводных лодок...

На фоне этой махины пресловутые 24,5 тыс. предвоенных советских танков (подавляющему большинству которых до "Шерманов" как до неба) уже как-то не кажутся столь внушительным количеством, нет?"
***
В принципе, про это ещё Исаев в "Антисуворове" говорил, но вскользь:

"У нашей страны не было Атлантического и Тихого океанов, отделяющих от европейских стран с неуравновешенными лидерами, устраивавшими войны с периодичностью в 20–25 лет. [...] Страна у нас большая, протяженность сухопутных границ огромная. Осуждать СССР за 8 тысяч БТ так же глупо, как осуждать Великобританию за постройку 40 легких крейсеров и сотен эскадренных миноносцев. Для Великобритании была актуальна война на огромных морских пространствах, для СССР – война на огромных сухопутных ТВД."

А я просто проверил это утверждение цифрами на примере США. Более, чем подтверждается. Мне лень было тогда считать ещё и крейсера с эсминцами и подлодками (там дохрена типов, я их рисовать задолбался :), но навсидку -- ещё пару раз по столько же, как минимум. Чем меньше корабль, тем выше у него "цена тонны водоизмещения".

Ну и выбор именно М4 "Шерман" в качестве единицы измерения -- это, конечно, натяжка для большей понятности. Корректней было бы взять приблизительный аналог не наших Т-34, а БТшек и Т-26, которые и составляли основную часть наших 24,3 тыс. У амеров это, наверное, будет лёгкий М2, впускавшийся в 1935-40 гг. "Крайслер" их штамповал по цене в $33 300, так что их в те $566 млн., что я насчитал только по авианосцам и линкорам, "помещается" уже 17 тыс. машин :)

отсюда

Tags: история, ликбез, оружейное, полезное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments