С самого начала на первые роли претендовал самый молодой, 24-летний Хильперик, нахально вошедший после смерти отца в Париж. Но ничего так не объединяет, как "союз против". Объединившись, остальные братья изгнали его на периферию.
Идиллия длилась всего 6 лет: старший брат Хариберт умер и всё переделили по новому. Причём не без приключений: вдова захватила королевскую казну и, желая сохранить титул королевы, отправила послов к Гунтрамну с предложением взять её в жёны. Тот согласился, но когда она привезла к нему всю казну, он отняв большую часть сокровищ и оставив ей "долю малую" "на прожитьё", отправил её в монастырь.
Хильперику достался запад Франции и Париж, Сигиберту - Восток, Гунтрамну - Бургундия и Юг. При этом каждый считал себя обделённым и норовил нагадить соседу, а порой и прикончить братца.
Младший, Хильперик, даже на фоне жестоких и более чем фривольных нравов того времени выделялся своей похотью. Однажды дело дошло до королевской служанки королевы Одовере, некоей Фредегонды, которая по всем отзывам современников признавалась невероятной красавицей.
Красавица оказалась умной и хитрой интриганкой. Сначала она произвела сильное впечателние на короля. Потом, когда он уехал на очередную войну, Фредегонда сначала подговорила Одовере стать крёстной матерью собственной дочки ("ибо нет достойных"), а по возвращении напомнила королю, что крёстная дочки не может быть одновременно женой короля. И Одовере была отправлена в монастырь, а её место в постели заняла Фредегонда.
Средний брат, Сигиберт, был более умён и расчётлив: он захотел жениться на дочке короля вестготов, некоей Брунгильде. Эта девушка была хорошо образована и воспитана во дворце и также считалась красавицей. Свадьба была отпразднована с редкостной пышностью, что вызвало зависть у Хильперика. С фантазией у него было не ахти, поэтому он попросил себе в жёны у короля вестготов другую его дочь, Галсвинту.
Слава Хильперика была широко известна, поэтому король потребовал от него оборвать отношения со всеми своими любовницами. Хильперик, естественно, пообещал (но и не подумал исполнять). Пышная свадьба в Руане и несколько медовых месяцев лишь стали перерывом в страстных отношениях Хильперика и всё время неустанно совращавшей его Фредегонды.
Когда же Галсвинта попросилась назад к папе, Хильперик быстро сообразил, что не только лишится шикарного приданного, но и приобретёт могущественного врага. Пообещав жене исправление, он лично задушил её в постели.
Уже через 8 дней была новая свадьба, бывшая служанка Фредегонда стала королевой.
Смерть сестры потрясла Брунгильду. Отныне весь смысл её жизни был в мщении за неё. Вскоре уже Сигиберт объявил войну брату и разгромил Хильперика, взяв Париж.
Короновали его в Витри: как водилось в те времена, подняли на щит и под крики войска... И под эти крики какие-то два незнакомца протиснулись поближе и закололи Сигиберта ножами, для пущей уверенности щедро смазанными ядом. Убийцы оказались слугами Фредегонды.
Хильперик вернул себе Париж и объединил два королевства. Брунгильда успела лишь спасти своего сына, 5-летнего Хильдеберта. Ночью она сумела спустить его с крепостной башни в бельевой корзине в руки друзей мужа. Ребёнок был провозглашён королём рейнских франков в Меце.
Любвеобильный победитель Хильперик сразу явно положил глаз на белокурую Брунгильду.
Всё, чего смогла добиться Фредегонда, это изгнания нежданной соперницы, изъятия её ценностей и взятия её дочерей в заложники.
Но Брунгильда своим поведением и красотой впечатлила не только Хильперика, но также сына Хильперика и Одевере, принца Меровея. В лучших традициях сказок он освободил "тётю Брунгильду" и стал её мужем.
Разъярившийся отец отловил молодожёнов и постриг сына в монахи, попутно разграбив все его владения (особенно досталось монастырям). Меровей бежал было, но был убит. Брунгильда бежала удачней - на Рейн, к сыну.
Двумя годами ранее был убит другой сын Хальперика и Одевере, а двумя позже, после пыток и униженийЮ последний, Хлодвиг. А дочь короля и бывшей королевы сначала отдали слугам Фредегонды, а потом отправили в монастырь (попутно вспомнили о ещё живой бывшей королеве и отправили на тот свет и её). Так королева расчищала путь к престолу своим детям...
Наконец в 581-м году Хильперик и Фредегонда удачно встряли в распри у старшего брата Хильперика - Гунтрамна и через несколько лет начали присоединять по частям его земли к своим.
Ничего не препятствовало спокойному царствованию Фредегонды - лишь регулярные смерти её детей (которых она рожала регулярно, чтобы восполнить их убыль от болезней: двое сыновей умерли от оспы и двое - от дизентерии, зато дочка выросла редкостной стервой и даже по тем понятиям развратницей).
Вовсю проявлялся скверный характер королевы: слуг при дворце по её указаниям постоянно третировали, пороли, забивали до смерти. Когда однажды королева услышала вопли о пощаде, её огорчило, что кричит не жертва (управляющий дворцом), а уставшие до изнеможения избивавшие жертву палачи. Этим "слабакам" королева приказала отрубить кисти рук и ступни ног. А управляющего добили уже новые.
После рождения последнего сына, Хлотаря, произошло 2 разнонаправленных события.
Король объявил всеобщую амнистию, из тюрем выпустили заключённых, а должникам простили недоимки. Королева же стала... словом, сейчас бы ей поставили диагноз "бешенство матки". Это было даже не нимфоманией: через её постель прошли практически все знакомые ей мужчины (по сведениям хронистов она истощала за ночь по 10-15 молодых здоровяков). Когда же её однажды (в том же 584-м году) застукал муж, это ничем хорошим не кончилось. Нет-нет, её не отправили в монастырь и не убили. Совсем наоборот - на следующий день по её приказу был заколот муж, король Хильперик.
Теперь вообще никто и ничего не останавливало Фредегонду. Одним из самых страшных преступлений стало неудовлетворение королевы - за это пытали и кастрировали клещами.
В 592-м умер Гутрамн, не оставивший наследника, а в 595-м королеву порадовали ещё и тем, что умер её самый опасный и неубиваемый (попыток было достаточно) родственник, сын Брунгильды молодой король Хильдеберт, непрестанно с кем-то воевавший и набиравший авторитет.
Те полвека вошли в историю как "война Фредегонды и Брунгильды".
Но всё однажды заканчивается. В 597-м на 6-м десятке лет умерла Фредегонда и на трон без проблем и конкурентов сел её сын, 13-летний Хлотарь. Как говорится, всё получилось-удалось. Вопреки поговорке, зло наказано не было. .
(Всё, да не всё. Не удались многочисленные попытки убить живучую Брунгильду. И хотя два ёё внука от Хильдеберта, Теодеберт и Теодорих, были успешны, история была далека от благополучия. В 600-м внуки пошли войной на Хлотаря и отхватили немалый кусок его королевства. Потом подговоренный любовницей-служанкой (опять служанка!) Теодеберт выгнал из своего дома бабку и поссорился с братом.
Пригревшего её младшего внука Теодориха Брунгильда окружила любовницами на свой вкус и приложила немало сил к его спаиванию, постепенно забирая всю власть в свои руки и подогревая его неприязнь к брату. Между братьями разразилась война, в которой младший брат оказался сильнее. Старшего не просто убили, убили и его сыновей, включая младенцев, а дочь Теодеберта стала наложницей дяди. Во хмелю тот чуть не убил свою бабулю, которая ответила ему подсылкой отравленного непитка.
"В общем все умерли".)
В 613-м году король объединённого королевства франков Хлотарь II утвердился на престоле (в этот год он достал-таки 70-летнюю старуху Брунгильду и 4-х её правнуков - всю пятёрку тут же убили) и процарствовал 16 спокойных лет.
автырь