govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

история с географией



Сегодня утром меня разбудил звонок мобильного. Звонил мой знакомый из Трускавца. Я там познакомился с одним казахом из Казахстана (ехать в поезде 5 суток - железные нервы%) ). Ему понадобилось желудок подлечить, вот и поехал на курорт минералку пить. Молодой парень, жена, дети, свой бизнес, два высших образования (правда экономических). Живет на берегу Каспийского моря.
Так вот, вопрос который его интересовал, это можно ли из Одессы по морю перевезти к нему домой автомобиль. Я объяснил, что если он хочет везти автомобиль водным путем, то это разве что из России по Волге, поскольку Черное море с Каспийским не соединяется :)

Образование - на "высоком" уровне. И, имхается мне, не только в Казахстане :(

в довесок кидаю статью на эту тему.
 

Интервью Путина журналу Time потрясло многих россиян уровнем некомпетентности хваленых американских журналистов-профессионалов, умудрившихся не только перепутать год рождения российского президента, но и спросить Путина о его отношениях с Ельциным сегодня. Впрочем, те, кто сталкивается с продукцией западных СМИ регулярно, удивляться давно перестали.
Потрясение российской читающей публики можно объяснить только недостаточным знакомством с американскими в частности и западными вообще газетами и журналами, особенно в той части, что освещает события, происходящие в мире. При этом журналистика, рассказывающая о событиях внутри собственной страны, ощутимо лучше.
Складывается впечатление, что международный отдел в западных газетах – для самых недалеких. Пиши пару предложений о том, что конкретно случилось в мире, а потом – по заученному (для России – «холодно», «темно», «страшно» и тому подобное). Если было что в башке – отвалится за ненадобностью.
Но почему всё сложилось именно так?
Трудно поверить, что всё это придумали специально. Мне кажется, истоки современной западной международной журналистики надо искать в древних историях о чудовищах морских да сухопутных, загадочных народах, населяющих таинственные земли, и островах с сокровищами.
В те времена география представляла собой сказку. А что же сейчас? География в загоне: в немецких школах предмет «география» с информацией о климате, рельефе, атмосфере, океанах, странах, их экономике с политикой отсутствует. Как отдельного нефакультативного предмета в программе нет даже природоведения (за возможным исключением в некоторых землях Германии).
Какой-то материал может преподаваться в связке с другими дисциплинами, отдельного предмета нет. Географию изучают в университетах, но даже там с ней не всё слава богу. Есть у меня коллега – кандидат географических наук, но зовется он официально «доктором философии».
Немецкие соседи тщательно следят друг за другом: кто, когда, какой мусор выбрасывал, кто стучал молотком в неположенное время – всё знают. Знание о собственной улице – потрясающее, поговорить о планировке своей крохотной деревеньки – нет большего удовольствия. Знания о мире – обрывочны и не систематизированы. По сути, за многие сотни лет не изменилось ничего, «география» осталась сказкой.
А значит, есть смысл ознакомиться с законами построения сказочного рассказа. Их когда-то сформулировал Лем, а на человеческий язык перевел Анджей Сапковский. Итак, сказка – это повествование, несущее оптимизм детерминированной судьбы; сказка есть игра с нулевой суммой; а еще сказка не поддается проверке в плане событийной осуществимости.
Еще раз по-человечески. Сказка непроверяема. В сказке Золушка, к примеру, едет на бал в тыкве, запряженной мышами, а трудно придумать что-либо более непроверяемое. Детерминизм событий, пресловутый «гомеостат» сказки требует того, чтобы дающий бал принц ощутил при виде Золушки удар, приступ неожиданной любви, граничащей с умопомрачением, а «игра с нулевой суммой» требует, чтобы они поженились и жили долго и счастливо, предварительно покарав злую мачеху и единокровных (по отцу) сестер.
Ну а если какая грузинская Белоснежка окажется на самом деле бандиткой, что жила зараз с семью гномами, которых убедила, что гораздо выгоднее обирать купцов на дорогах, чем зарабатывать антракоз в шахтах; что она и ее гномы нагнали страху на всю округу и что мечом она научилась работать так, что мало какой мужик мог с ней сравняться, и этим, собственно, спасалась от многочисленных покушений…
То окажется, что подобная «правда жизни» никому не нужна: замена сказки на суровую реальность окончится у взрослого отторжением (такую сказку испортил, дурак!), а у ребенка – слезами. Кому велено чирикать – не мурлыкайте, традиции международного отдела журналистики на Западе складывались годами, и обмануть потребителя себе же дороже, он уйдет туда, где его понимают и не обманут в ожиданиях.
Переход из сказки в реальность может придти только с осознанием, что люди из «сказочной» страны такие же, как и ты. Судя по фотографиям России в западной прессе, культивирующей и смакующей кадры эксцессов российской жизни – будь то будни олигархов, будь то будни чукчей в чуме, ждущих рассвета, – вышеназванного перехода в западном сознании ждать придется еще достаточно долго.
А пока Россия будет оставаться в череде тех земель, что неведомы и удивительны. И буде на тех землях беспорядок правит, принести на них свет знания и цивилизации – первейшая обязанность джентльмена. А ежели злые силы там будут козни прочему миру строить, так проучить чудовищ, научить уму-разуму – другая первейшая джентльменская обязанность.
И выбор для России в глазах просвещенного человечества невелик: либо ветхая покореженная «избушка на курьих ножках» с немного чокнутой Бабой-Ягой, которую со смущением и скрытым предвкушением (чего на этот раз отмочит?!) зовут на банкеты солидного общества. Либо царство деспота Кощея Бессмертного, что над златом чахнет да в солидном обществе над серьезными людьми, невзирая на регалии, глумится.
Россия в глазах Запада по-прежнему там, где водятся драконы. И с точки зрения западной международной журналистики Россия в одно историческое мгновение ока превратилась сначала в корм для дракона, а затем, за последние лет десять, прошла обратно путь к дракону.
Вторая метаморфоза – такая же удивительная и неожиданная, как и первая. Вообще-то Россия проделывает подобное далеко не первый раз, но каждый раз – как снег на голову мировому сообществу. Факт возвращения дракона, в любом случае, Западом воспринят и теперь даже завизирован «Таймом».
Старая сказка снова в строю, и вот уже толпы западных креативщиков спешат заработать на этом факте деньги. Так одна американская турфирма разместила на баннерах в центре Вашингтона изображение советского танка со слоганом: «Посетите Россию, пока Россия не посетила вас!»
адрес
 
Tags: цитадель демократии энд ко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments