Когда меня маленьким привозили в Москву, я не мог есть в общепите. Даже в ресторане гостиницы "Пекин", которая тогда была наполовину режимным КГБшным убежищем, я плевался, и никакими силами в меня не могли засунуть ни одного куска. А в Баку можно было спокойно зайти в самую задрипанную забегаловку и пальцы проглотить от вкусноты. С чего бы это?
Скажете, заведующие бакинских заведений общепита боялись, что горячие южные парни свернут им шеи, если будет невкусно? Или это особая традиция сохранения национальной кухни?
Ерунда. Главное различие здесь -- лишь в способе воровства.
Воровали и там, и там, но если на тогдашних просторах российского общепита воровали в основном впрямую, то есть продуктами, то на юге уже были продвинутые схемы даже не воровства, а, скорее, мошенничества и незаконного предпринимательства. В бакинских ресторанах не воровали, а «делали прибыль». Директор ресторана не то что не воровал продуктов, а мог сам на свои деньги закупать свежайшие и лучшие продукты и пускал их в оборот. Всё строилось на снятии своей доли с денежного оборота, а для этого, соответственно, руководителю выгоднее было больше посетителей. Чем привлечь посетителя? Качеством продукта и лучшим поваром. За хорошими поварами охотились, их холили и лелеяли. Как говорится, не было бы счастья, да горе помогло. Так вот другая технология воровства помогла сохраниться национальной кухне на достойном уровне.
Спросите, что же этих "предпринимателей" никто не ловил и не сажал? Хм, кто же будет резать кур несущих золотые яйца...
В Баку никогда не было бандитского беспредела, а о рэкете знали лишь понаслышке. Да и откуда было там взяться рэкетирам, когда «поляна» уже до того была поделена, унавожена и урожай постоянно собирался настоящими «огородниками в погонах»?
автырь