govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

Загадки, интриги, расследования :)



Далеко-далеко в жопе мира, на востоке Каролинских островов, что в Микронезии, на девяноста двух искусственных островках у берега Понапе расположены руины древнего города.





Местные называют их Нан Мадол или Нан Матал, что переводится как "место водных дорог". От этого корня происходит и название округа, где расположен Нан Мадол – Мадоланим (Маталеним) что означает примерно "водные дороги между домами".





Возникновение Нан Мадола датируют рубежом XII-XIII веков. Согласно понапейской легенде, его возведение было начато двумя братьями-близнецами, которых звали Оло-Чипа и Оло-Чапа, в другой транскрипции Олосипа и Олосопа. Записей древние островитяне не вели, а легенды сходятся в одном – Сипа с Сопой были не местные. Одни предания утверждают, что с соседнего острова Сокес, другие, и их большинство, говорят, что братья приплыли на Понапе из далекой страны на огромном корабле (японцы, владевшие Микронезией во время Второй Мировой войны, не проводили на Понапе никаких более или менее значительных работ, однако успели эксгумировать останки Сауделеров и отметили, что властители Понапе были значительно выше среднего обитателя микронезийских островов. Однако вскоре после этого японцам стало не до археологии, так что подробных исследований, могущих пролить свет на этническую принадлежность пришельцев, видимо не проводилось – во всяком случае, информации о них нет). Братья во главе завоевателей объединили под своим владычеством все поселения и племена Понапе и соседних островов, для управления которыми и была построена "столица" на искусственных островках.



Материал для строительства брали на Сокесе – там возвышается удивительный базальтовый останец (на нижней картинке вверху), вулканическая скала – родная сестра знаменитой Башни Дьявола из США (внизу слева) и ирландской Дороги Гигантов (внизу справа). Лава при определенных условиях, застывая, растрескивается в виде длинных колонн преимущественно шестиугольного сечения. И вот эти колонны аборигены потихоньку отколупывали от скалы на Сокесе, каким-то образом волокли к океану и на плотах транспортировали более чем за 20 миль к юго-восточному побережью. Можно проследить этот путь вокруг Понапе по лежащим на дне лагуны кускам базальта, которые падали с судов.





Судя по всему, при строительстве не использовалась техника сложнее рычагов, катков и канатов из волокон гибискуса – во всяком случае, базальтовые призмы практически не несут следов обработки, это вам не виртуозные инкские "паззлы" (а получились бы очень интересные строения, если бы аборигены, например, делали у торцов балок углубления для укладки "в венец", как в традиционной русской деревянной архитектуре – вышли бы этакие базальтовые избы!) Тем не менее, учитывая количество перемещенного материала при ограниченности человеческих ресурсов на островах, масштабы строительства поражают воображение.





Принцип строительства очень прост – блоки укладывались плашмя в ряды, следующий ряд укладывался крест-накрест с предыдущим, промежутки между блоками заполняли коралловым щебнем. У некоторых островов подобная кладка заложена только в основание, несколько приподнимая сам остров над поверхностью воды. На других островах выстроены стены различной ширины и высоты, сложены платформы и подиумы. Верхние части большинства платформ были плоскими, удобными для возведения построек – уже из дерева, ибо в каменных поленницах постоянно проживать не очень удобно. От открытого океана, с южной и восточной сторон, комплекс был отгорожен ныне частично разрушенным волнорезом, представлявшим собой ряд вытянутых островов-платформ, между которыми есть проходы для каноэ. Волнорез местами достигает пяти метров в высоту и более десяти в толщину.





На нелегкую работу ушли десятки лет. Во время строительства на Рифе Небесного Солнца умер Олосипа. Его брат стал единовластным правителем, а к своему имени добавил державный титул Сауделер – "Властелин Делера" (Делер – традиционное название области, опоясывающей залив Матоленим).



Строительство продолжалось и после его смерти: первого Сауделера сменил другой, затем третий, но всегда это были сыновья предшественника. Об эпохе их правления у островитян сохранилось мало светлых воспоминаний. Милослав Стингл, посвятивший продолжительное время исследованию Микронезии, пишет следующее:
«Островитяне рассказывали мне, что на их острове правили подряд шестнадцать Сауделеров. О некоторых я узнал немало интересных подробностей. О других легенды сохранили лишь имена. Например, о сыне Олосопа – Муоне Муеи. Зато внук Олосопа, Иненеи Муеи – Сауделер III, сыграл в истории острова заметную роль. Он якобы искусственно выделил из своих верноподданных привилегированную группу людей (возможно, это были чужеземцы, прибывшие на остров на загадочном корабле), которые помогали ему править и продолжать строительство островного города. Правнук Олосопа, Саконэ Муеи – Сауделер IV … ввел смертную казнь. Всех, посмевших лакомиться пищей и в особенности рыбой и морскими животными, предназначенными для Сауделеров, ждала смерть. Сауделер VI – Сараиден Сап распорядился, чтобы все жители Понапе отдавали первые плоды и первую часть любого урожая властителям Нан-Мадола. Раинпуэнлако – Сауделер VII … оказался первым среди Сауделеров людоедом. Его выбор падал всегда лишь на толстых сограждан. Горе было тому, кто отличался излишней полнотой. Ничто не могло спасти этого человека от смерти. Сауделер посылал за толстяком своих людей, и те привозили несчастного на главный остров Нан-Мадола – Пан-Кадир. Там росло большое дерево манго. Толстяка привязывали к стволу этого дерева и кормили буквально на убой. Затем его убивали и съедали во время торжественной царской трапезы. Сын Сауделера VII – Китипарелонг тоже вошел в историю, но благодаря странным гастрономическим вкусам его жены. Если Раинпуэнлако любил толстых людей, то супруга его сына испытывала непреодолимое влечение к жареной человеческой печени. Многим семьям островитян пришлось жертвовать кем-нибудь из своих родных, чтобы удовлетворить столь странную страсть первой дамы Понапе. Узнав о том, что она тиранит население острова, Китипарелонг покончил с собой [что странно, учитывая гастрономические предпочтения его батюшки. Возможно, людей было положено кушать только по праздникам, в ритуальных целях во славу богов, а глупая баба просто тешила свое чревоугодие. Позор! Позор!!!]. Легендарная история нан-мадолских Сауделеров изобилует многими странными событиями, и теперь уже нелегко отделить истину от вымысла».





Данные археологии и устной традиции позволяют утверждать, что Нан Мадол в период своего расцвета являлся политическим и религиозным центром острова. Здесь проживали вожди и жрецы, происходили общественные и религиозные собрания, располагался некрополь. Все это находилось под защитой крепостных стен, за которыми могли укрыться люди, хранились запасы пищи, воды и оружия. С учетом микронезийской специфики, территория также хорошо приспособлена для отражения нападения с воды. Узкие проходы в лагуну Нан-Мадола были защищены от непрошенных гостей башнями-бастионами, которые охраняли лучники (об этом говорят найденные там же в большом количестве наконечники стрел).





Комплекс разделен на две части центральным каналом, именуемым Каналом Крокодила. К юго-западу лежал Нижний город, который был средоточием общественной жизни. Расположенный к северо-востоку Верхний город служил для проведения религиозных церемоний и был местом погребения знатных особ.



Наиболее монументальные и хорошо сохранившиеся сооружения Нижнего города находятся на островке Нан-Довас (Нан-Дауас, Нан-Тауасх), где погребались Сауделеры, а позднее, возможно и нанмарки. Характерной его особенностью является двойная стена, окружающая остров по всему периметру – высотой до 6-7 м и толщиной в 3 м. Внешнюю стену от воды отделяет терраса, варьирующаяся в ширину по периметру острова от двух до восьми метров и возвышающаяся над водой приблизительно на два метра. Захоронение находится в склепе во внутреннем дворе, который представляет собой четырехугольный колодец. Еще три аналогичных склепа, несколько меньшего размера находятся между внутренней и внешней стенами, с южной, северной и восточной сторон. Склепы были вскрыты японцами, но и после них американские археологи обнаружили в центральном склепе украшения из раковин, орудия и великолепно сработанные топоры с лезвиями из раковины тридакны, а в могилах на других островках – мумии жрецов и знати. Туземцы использовали оригинальный, больше нигде не встречающийся способ бальзамирования — тела умерших высушивались на солнце, а затем пропитывались кокосовым маслом и отваром из рыбьих костей и акульих хрящей.



В похожем подземелье содержали и архитектора Кидеумениена, того, кто первым начал претворять в жизнь идею загадочных братьев-основателей Нан-Мадола. Впрочем, ему удалось бежать и даже построить в другом месте подобие своего шедевра.



На Нан-Довасе же располагалась резиденция Сауделеров и основной гарнизон Нан-Мадола. Вокруг него расположились островки поменьше, где готовили еду для пиров, добывали кокосовое масло, ваниль, изготовляли утварь для дворцов и храмов. Островок Доронг (Торон) построен вокруг естественного углубления в рифе, а поверхность его усеяна остатками раковин – там разводили моллюсков.



Источником информации о назначении некоторых островов могут служить сохранившиеся названия. Так, Панкадира переводится как "место объявлений", Нан Модучаи можно перевести как "место, где груды золы", а Пан-Илел – "место, где надо управлять" (в смысле, править лодкой – название возникло, видимо, из-за множества отмелей вокруг. Вообще, каналы выполняли в Нан-Мадоле роль улиц, как и в Венеции). Наиболее прозаично переводится название вышеупомянутого Нан-Доваса, которое означает "Высокие стены".





Немецкий археолог Хамбрух записал легенду островитян о содержавшихся в специальном бассейне священных черепахах, которых во время праздника возили по каналам на лодке, выкрикивая от их имени предсказания, а потом частично скармливали содержавшемуся в другом специальном бассейне священному угрю. Если угорь съедал подношение – это был добрый знак, а если кобенился – всех охватывало уныние. Черепашье мясо готовили в западной части островка Идед (Итет) в печах. Они резко отличались от обычных открытых очагов островитян и сохранились на Острове угря до наших дней. Именно они позволили в 1963 году американской экспедиции установить первую дату истории Нан-Мадола. Исследования с помощью радиокарбонного метода показали, что этими печами пользовались (с известным приближением) в 1285 году. Органические остатки, годами скапливавшиеся на острове в результате проведения этих церемоний, были датированы 1260, 1295 и 1380 годами соответственно в нижнем, среднем и верхнем слоях.





Конец этой веселухе положил некто Исокалакал (Изокелекел) с острова Кусане, прибывший на Понапе с дружиной, состоящей из трехсот тридцати трех лучших воинов. Легенда гласит, что предварительно он разузнал, как островитяне относятся к Сауделерам, убедился в том, что народ ненавидит самодержавных властителей и с радостью, как нового вождя, встретит своего освободителя. Тогда он отправился в Нан-Мадол якобы с дипломатической миссией, был радушно принят, а ночью со своими воинами изнутри напал на гарнизон крепости и одержал победу. Последнему Сауделеру, Сан Мемуо, с несколькими приближенными удалось бежать и укрыться на острове, и их разбили в дальнейших боях. Пленных захватчики принесли в жертву своим богам войны. Исокалакал стал основателем новой династии, представитель которой именовался нанмарки. Несколько правителей этой династии оставались в Нан Мадоле, после чего их резиденция была перенесена. Кроме того, единый в политическом отношении Понапе распался на пять отдельных округов, во главе каждого из которых встал свой нанмарки. Некоторое время комплекс еще продолжал использоваться для проведения религиозный церемоний, но постепенно все пришло в упадок.



автырь haritonoff в post
Tags: картинки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments