govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

Мелочное жлобство - экономя копейку, терять тысячи.

На прошлой неделе прочитал совершенно шикарную советскую книжку 1962 года, о столкновении лайнеров "Андреа Дориа" и "Стокгольм" близ берегов САСШ летом 1956 года. И не только приятную в чтении, но и очень поучительную. Это было, пожалуй, первый раз за крайние года 3-4, когда я после первичного прочтения обратился к некоторым главам по второму кругу и с удовольствием перечитал их заново, повнимательней. Книжка - переводная с английского, и представляет собой повесть-расследование от автора Элвина Москоу, который опросил обе стороны и присутствовал на судебном процессе по поводу столкновения. Хороший язык, чёткая логика автора с отстранённым взглядом в англосаксонской манере, филигранный перевод без ляпов, классическая типографика. Есть и иллюстрации.
* * *
Так вот, кое-что стоит отметить интересное, по поводу этого эпического кораблекрушения. То, что актуально и сейчас. Актуально - особенно в свете распространённого отношения к магистральному транспорту как к кооперативному ларьку на рынке, что сейчас очень распространено в среде рыночно-одарённых индивидов.



2. На форзацах книги - схема района столкновения и где находились суда, которые потом подошли на помощь. Вполне наглядно.


3. Сама книжка - 1962 года, изд-во "Морской транспорт". Кстати: существует устойчивое дурацкое мнение, что в советские времена якобы издавался либо пропагандистский шлак либо "чистая" классика. Так вот - оно полностью неверно. И тогда существовал немалый массив качественной литературы - как переводной, так и отечественной. Такие книжки, как эта, проходили через профессиональный фильтр литредактуры и техредактуры, с прекрасным переводом. Да, порой и с цензурой, не без этого. Но уж точно я бы тогдашние книги не сравнил с мутным потоком говна 1990-х, сооружённого "на коленках", с множеством "ашипок", кучей ляпов и абсолютно непрофессиональной вёрсткой.


Ну а теперь, как говорил Мопассан, "ближе к телу". То есть, к нашей теме.

Итак, жил-поживал себе на Атлантике флагман итальянского пассажирского флота с именем "Андреа Дориа", легендарного адмирала XVI века. Флагман новенький, построенный только в 1953-м, со всеми последними новациями, радиолокатором на борту и требованиями безопасности. Ему к 1956 году было всего 3 года - не возраст для судна. 29.000 тонн, 213 м длина, 27 м ширина, осадка 9,2 м, 1220 пассажиров. Меньше размерами, конечно, чем муссолиниевский довоенный лентоносец Rex, но более современный и роскошный. Вот такой был красивый:


Работал он на магистральной линии Генуя - Гибралтар - Нью-Йорк.

5. А это ещё живой и здоровенький "Дориа" выходит из генуэзской гавани, 1955 год. Меня это фото поразило тем, что чуть выше и правей его трубы (по диагонали) виден кусок отеля на сопке, с высотным видом на бухту, в котором я останавливался в декабре 2010 года.


Так вот, вечером 26 июля 1956 года "Дориа" в очередном пересечении океана завершал рейс и постепенно подходил к американскому берегу, идя через рваные полосы тумана, периодически возникавшие на его пути. В тумане чуть понизил скорость - с 23 до 22 узлов. Меньше нельзя - иначе в расписание не уложишься, судовладельцы и пассажиры будут недовольны, да и за перепростой бригад грузчиков в порту Нью-Йорка придется платить. Экономика рейса упадёт, нехорошо же! Да ничего ведь страшного - на рубке есть радиолокация: всех, кого надо, увидим заранее.

6. А навстречу ему вышел небольшой (12.000 т), но тоже стильный и комфортабельный шведский лайнер "Стокгольм", 1948 года. Вдвое короче "Дориа" и намного меньше - самый маленький трансатлантик на линии. Курсом на Копенгаген - Гётеборг, то есть после прохода маяка следовало постепенно уклонение влево. Шёл медленней итальянца - 17 узлов.


7. Что случилось потом, я подробно пересказывать не буду: этому в книге отведено аж 4 главы: и штурманские ошибки, и самонадеянность капитана "Дориа", и неправильное понимание манёвра друг друга. Кроме того, вахтенный штурман итальянца не контролировал предполагаемый курс встречного судна по радиолокатору. И всё это происходило в тумане.

Шведский штурман, согласно правилам судовождения, предполагал разойтись левыми бортами, однако "Дориа" шёл прямо, практически не меняя курс, идя почти наперерез, и тогда молодой швед, стоявший на вахте и ведший прокладку встречного по радару, дал приказ повернуть ещё правее на 20 град., дабы выполнить расхождение, как положено. Как бы то ни было, в районе 23:17 вечера (около полуночи), шведский лайнер успешно нашёл лайнер итальянский на безбрежном пространстве океана и со всей дури влупился носом в его правый борт, пробив сразу 7 палуб и пропоров 1 (только один) водонепроницаемый отсек. Возникла пробоина в районе мостика шириной примерно 10-12 метров.

Реконструкция столкновения с итальянского журнала

Оба судна резко развернуло, от столкновения. Шведский капитан Норденсон сразу реверсировал машины и полным ходом назад со скрежетом вышел из борта «Андреа Дориа»; суда расцепились. Затем в пробоину "Дориа" хлынула вода, он сильно накренился на правый борт и ушёл в туман, тем же 22-узловым ходом, пройдя ещё около полутора миль, пока там не остановили машины.

И тут мы подходим к самому интересному, а именно: как конкретно действует "невидимая рука рынка" и "свободная конкуренция" (и как следствие, соблюдение "эффективной экономики рейса" как главная цель) - на законы безопасности транспортных перевозок.

8. Итак, "Стокгольм", шедший до того ходом 17 узлов, с покалеченным носом вышел из чрева "Дориа" и лёг в дрейф близ плавучего маяка. Кровавая жатва столкновения собрала у него порядка 7 человек жертв из экипажа, которые отдыхали после вахты в носовых каютах, смятых в момент касания двух судов. Все остальные не пострадали вообще, в том числе ни один пассажир шведского лайнера. Скрупулезные скандинавы строили на совесть, и покалеченный лайнер дрейфовал без крена - был залит водой только один отсек и экипаж почти сразу сбалансировал осадку. Более того, он через пару часов без проблем спустил шлюпки и сумел принять на борт с тонущего "Дориа" порядка 400 человек. А утром малым ходом ушёл в порт и затем через 4 месяца был отремонтирован и снова вышёл на линию.


9. Не то с роскошным итальянским лайнером. "Дориа" уже через 5 минут после океанского поцелуя со шведом получил критический крен в 25 градусов на правый борт, из-за чего все спасательные шлюпки левого борта не могли быть спущены на воду, и кроме того, были обесточены генераторы, которые управляли механизмами в носовой части. Хотя, по всем предварительным расчётам и показаниям, "Дориа" не должен был тонуть. Он был построен после 1948 года, когда были приняты очень жёсткие правила проектирования и деления корпуса на автономные водонепроницаемые отсеки.


Вот, сами видите, да? Как он накренился. Так что же такое, почему так "не повезло" роскошному красавцу-итальянцу? Почему шведы всё выдержали, да ещё и спасли 1/5 часть людей, находившихся на итальянце, а гигантский лайнер из Италии, страховой суммой в 30 млн. долл. 1956 года (сейчас эта сумма, в пересчёте, тянет уже примерно на полмиллиарда долл.), благополучно пошёл ко дну?

Чтобы понять лучше и вычленить главное в этом печальном событии, я дважды перечитал соответствующие главы этой книжки.

И причина оказалась проста: обычная алчность, забота об экономике рейса. Причём алчность мелочная.

Объясняю.
Дело в том, что в трюмной части крупного судна, между 1-м и 2-м дном, есть ёмкости, предназначенные для разных жидкостей (топливо, вода и т.п.) - т.н. диптанки. По мере израсходования они пустеют, и должны - для сохранения проектной остойчивости и низкого центра тяжести - заполняться забортной водой. А затем, уже в порту, после приёма льяльных вод на специальные вспомогательные суда, туда снова заливается топливо.

Так вот, капитан "Дориа" эту процедуру не делал - диптанки после опустевания содержимого оставались незаполненными. Почему он так поступал? Потому что в порту Нью-Йорка за процедуру приёма льяльных вод надо было платить. Просто так откачать воду с остатками топлива за борт нельзя - порт крупный, там свои строгие правила. Подходит специальное судно, и туда всё откачивается. За это - нужно отчислить некоторую сумму. И эту сумму ушлые итальянцы традиционно экономили. Расплачиваясь к тому же повышенной качкой на последнем дне рейса, но зато и дополнительной небольшой экономией топлива, за счёт более лёгкого суммарного веса судна.

И когда швед ударил "Дориа" в правый борт, он пробил и эти диптанки, которые за пару минут заполнились забортной водой. Однако на левом борту пустые ёмкости в междудонном пространстве полностью сохранили плавучесть, держа борт высоко - и поэтому судно тут же потеряло остойчивость (см. фото). А энергоснабжение насосов диптанков было нарушено - т.к. был частично повреждён и генераторный отсек. И потом механики постепенно отключали все генераторы - по мере прибывания воды внутри судна.

Вот так вот небольшая экономия погубила огромное роскошное судно - гордость Италии. Невидимая рука рынка, да.
Ведь экономика у этого "рынка" - традиционно впереди безопасности.

10. Снимок тонущего "Дориа" с борта старичка "Иль де Франса", подошедшего для спасения. Он ушёл в 6 утра, когда принял почти всех оставшихся пассажиров, но итальянец ещё держался.


В книге этой описано ещё очень много интересного, что поневоле вылезло на судебном процессе (потом судовладельцы заключили таки мировое соглашение и процесс прекратили - чтобы не вылезло ещё больше грязной изнанки). В частности, как более 40% команды "Дориа" первыми сбежало с тонущего судна - на штатных шлюпках правого борта, которые смогли спустить, бросив пассажиров. И этим самым опозорили вообще звание моряка. Шведы на процессе этим фактом были крайне возмущены. Держались на итальянском лайнере до конца только три категории людей - медики, механики и высший штурманский состав. Капитан Каламаи вообще хотел там остаться, избежать позора и разделить судьбу лайнера, но его почти насильно сняли за 3 часа до момента потопления.

11. Последняя агония "Дориа" - ему остаётся две минуты (снимок с "Цессны" - ушлые репортёры-американцы сумели мгновенно отреагировать на такой инфоповод и арендовать лёгкие самолёты уже с раннего утра).


В общем, книжку крайне рекомендую. Узнаете много поучительного и познавательного...

* * *
В качестве заключения. Зайдите вот сюда, в пост про ярославский Як-42 и решение об укрупнении авиакомпаний. Посмотрите, сколько рыночно-одарённых, с предустановленными в башке егоргайдарами, набежало в комменты и стало меня дружно обличать за "замшелое тоталитарное сознание". Ясен пень, я же покусился на их любимые Фетиши - Рынок и Свободную конкуренцию. Как можно такое вытерпеть, когда твои Фетиши рушатся?
И потому ещё, что я публично высказался в пользу того, чтобы хромые компании, еле держащиеся на ногах (и экономящие на всех расходах, которые только можно) - насильно ликвидировать и слить в крупные и мощные. И чем меньше будет таких хромых уток, тем лучше. Не для наличия "шаровых" скидок - а для общей безопасности пассажиров.

Вот мнение Олега Смирнова (а человек в теме - и когда-то бывший замминистра гражданской авиации СССР):

Сегодня руководить авиакомпаниями дозволяется человеку с любым образованием. Но ведь, согласитесь, банкир не может знать того, что обязан знать руководитель такой компании. А у нас банкиры руководят авиакомпаниями сплошь и рядом. И если у меня и у моих коллег цель – безопасность полётов, то у банкиров – прибыль любой ценой. В результате, в погоне за наживой они начинают экономить на безопасности полётов.

PS. Когда писал этот пост, пришла интересная новость - что "Авианова" тонет. "Рука рынка", ага. А пострадают ведь не только конкретные пассажиры (не в первый уже раз) - а и общая транспортная связность страны. Но обличать "ретроградов", мешающих "свободному бизнесу", конечно, куда проще.

И я не знаю, сколько раз ещё нужно повторить, чтобы уяснили аксиому: магистральный транспорт - это вам не кооперативные ларьки на рынке, рыночно-одарённые господа.

автырь periskop Почему потонула "гордость Италии"? (про лайнер "Андреа Дориа")
Tags: история, полезное, цитадель демократии энд ко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment