К концу XIX века государства Европы достигли высокого уровня промышленного и экономического развития. Так, уровень ВВП на душу СССР в 1928г. примерно соответствовал ВВП на душу в США в... 1830гг., а уровень ВВП на душу Великобритании и вовсе достиг планки в ~$1300 на человека еще в конце XVIII века. СССР достиг уровня промышленных государств Европы по ВВП на душу где-то в начале 1950-ых годов. В этот же период сравнялась и продолжительность жизни (промышленно развитые государства Европы и США достигли средней продолжительности жизни более 50 лет уже в начале ХХ века). Примерно на тот же период, начало 1950-ых, приходится и снижение смертности на строительных работах (это легко проиллюстрировать огромной разницей между количеством погибших на строительстве Беломорканала и канала Москва-Волга, и на строительстве Волго-Донского канала соответственно).
Канал | Организация и государство-строитель | Объем работ | Даты начала и окончания, общий срок работ | Общее число занятых | Число погибших на строительстве |
Суэцкий | Франция, Великобритания: "Всеобщая компания Суэцкого канала". | 164 км | 1859-1869. 10 лет. | 1,5 млн | 100-120 тыс. |
Панамский | Франция, США: "Всеобщая компания межокеанского канала", военное министерство США | 77 км | 1880-1889 (Франция), 1904-1914 (США). 19 лет. | 70 тыс. | 21,9 тыс. (Франция), 5,6 тыс. (США), итого 27,5 тыс. |
Дунай-Черное море | Румыния | 64 км | 1949-1953, 1976-1987. 15 лет. | 60 тыс. | ~10 тыс. |
Эри | США | 584 км | 1817-1825. 8 лет | ~4 тыс. | 1 тыс. |
Ридо | Канада | 202 км | 1826-1832. 6 лет | 4 тыс. | 1-2 тыс. |
Иллинойс-Мичиган | США | 155 км | 1836-1848 |
| ~1-2 тыс. |
Беломоро-Балтийский | СССР | 227 км | 1931-1933. 3 года. | 126 тыс. | 11 тыс. |
Москва-Волга | СССР | 128 км | 1932-1937. 5 лет. | 150 тыс. | 23 тыс. |
Волго-Донской | СССР | 101 км. | 1948-1952. 5 лет. | 100-150 тыс. | 320-500 |
Нью-Бэйсин Канал | США | 5,1 км | 1832-1838. 6 лет |
| 8-20 тыс. |
Иллинойс-Мичиган Канал | США | 155 км | 1836-1848. 12 лет. |
| > 1 тыс. |
Коламбия-Канал | США | 5 км | 1820-1824 | > 500 | 400 |
Интересно, что наибольшее количество жертв принадлежит французским и британским проектам - Суэцкий и Панамский каналы в сумме тянут на 120-140 тысяч погибших на строительстве. За третье место сражаются США и СССР. Если считать жертвы каналостроения в США по минимуму, они вытягивают на ок. 17 тыс., если по максимуму, то почти на 30 тыс. Кроме того, отсутствие учета погибших на стройках XIX века в США несколько затрудняет точную оценку. В СССР с более-менее точным учетом сумма погибших оказывается в районе 35 тыс. человек. Четвертое место за Румынией. Канада замыкает список.
Интересна и процентная смертность от общего числа каналостроителей. На Суэцком канале она была около 6-7%. Во время французских работ на Панамском канале достигала 30%. На румынском канале Дунай-Черное море - около 16%. Проекты СССР - Беломор около 9%, Москва-Волга 15%, на Волго-Донском - максимум 0,5%. Крайне смертоносным было строительство Нью-Бэйсин канала в США, но общую численность занятых я еще не выяснил. Однако в любом случае этот канал, длиной всего каких-то 5 км, отвечает за половину, а то и за большую часть всех умерших в США каналостроителей.
В расчете на километр работ Нью-Бэйсин канал - однозначный лидер по смертности. На каждый километр приходилось от 1,8 до 4 тыс. погибших рабочих. Суэцкий канал близок к этому показателю, там за каждый километр отдана почти тысяча жизней. Беломорканал и Москва-Волга находятся по этому показателю где-то в середине. А вот в расчете на время постройки по смертности лидируют советские каналы - Москва-Волга и Беломор, где за год умирало около 4 тыс. человек.
автырь himmelwerft