govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

Список самых смертоносных каналов в мире, построенных в XIX-XX веках.

В целом наблюдается общий тренд - строительство каналов вручную без применения тяжелой техники, на малозаселенных и экономически не развитых территориях практически всегда отличается высокой смертностью среди рабочих. И, напротив, строительство на экономически развитых территориях возможно с низким уровнем смертности (в качестве примера приведу два канала, в таблице не перечисленные - Манчестерский судоходный 1887-1894гг. постройки в Великобритании, около сотни погибших из 12-17 тыс. занятых на строительстве и Нордзее-канал в Нидерландах 1865-1876гг постройки, там всего 32 погибших из 5 тыс. занятых на строительстве.

К концу XIX века государства Европы достигли высокого уровня промышленного и экономического развития. Так, уровень ВВП на душу СССР в 1928г. примерно соответствовал ВВП на душу в США в... 1830гг., а уровень ВВП на душу Великобритании и вовсе достиг планки в ~$1300 на человека еще в конце XVIII века. СССР достиг уровня промышленных государств Европы по ВВП на душу где-то в начале 1950-ых годов. В этот же период сравнялась и продолжительность жизни (промышленно развитые государства Европы и США достигли средней продолжительности жизни более 50 лет уже в начале ХХ века). Примерно на тот же период, начало 1950-ых, приходится и снижение смертности на строительных работах (это легко проиллюстрировать огромной разницей между количеством погибших на строительстве Беломорканала и канала Москва-Волга, и на строительстве Волго-Донского канала соответственно).

Канал

Организация и государство-строитель

Объем работ

Даты начала и окончания, общий срок работ

Общее число занятых

Число погибших на строительстве

Суэцкий

Франция, Великобритания: "Всеобщая компания Суэцкого канала".

164 км

1859-1869. 10 лет.

1,5 млн

100-120 тыс.

Панамский

Франция, США: "Всеобщая компания межокеанского канала", военное министерство США

77 км

1880-1889 (Франция), 1904-1914 (США). 19 лет.

70 тыс.

21,9 тыс. (Франция), 5,6 тыс. (США), итого 27,5 тыс.

Дунай-Черное море

Румыния

64 км

1949-1953, 1976-1987. 15 лет.

60 тыс.

~10 тыс.

Эри

США

584 км

1817-1825. 8 лет

~4 тыс.

1 тыс.

Ридо

Канада

202 км

1826-1832. 6 лет

4 тыс.

1-2 тыс.

Иллинойс-Мичиган

США

155 км

1836-1848

 

~1-2 тыс.

Беломоро-Балтийский

СССР

227 км

1931-1933. 3 года.

126 тыс.

11 тыс.

Москва-Волга

СССР

128 км

1932-1937. 5 лет.

150 тыс.

23 тыс.

Волго-Донской

СССР

101 км.

1948-1952. 5 лет.

100-150 тыс.

320-500

Нью-Бэйсин Канал

США

5,1 км

1832-1838. 6 лет

 

8-20 тыс.

Иллинойс-Мичиган Канал

США

155 км

1836-1848. 12 лет.

 

> 1 тыс.

Коламбия-Канал

США

5 км

1820-1824

> 500

400


Интересно, что наибольшее количество жертв принадлежит французским и британским проектам - Суэцкий и Панамский каналы в сумме тянут на 120-140 тысяч погибших на строительстве. За третье место сражаются США и СССР. Если считать жертвы каналостроения в США по минимуму, они вытягивают на ок. 17 тыс., если по максимуму, то почти на 30 тыс. Кроме того, отсутствие учета погибших на стройках XIX века в США несколько затрудняет точную оценку. В СССР с более-менее точным учетом сумма погибших оказывается в районе 35 тыс. человек. Четвертое место за Румынией. Канада замыкает список.

Интересна и процентная смертность от общего числа каналостроителей. На Суэцком канале она была около 6-7%. Во время французских работ на Панамском канале достигала 30%. На румынском канале Дунай-Черное море - около 16%. Проекты СССР - Беломор около 9%, Москва-Волга 15%, на Волго-Донском - максимум 0,5%. Крайне смертоносным было строительство Нью-Бэйсин канала в США, но общую численность занятых я еще не выяснил. Однако в любом случае этот канал, длиной всего каких-то 5 км, отвечает за половину, а то и за большую часть всех умерших в США каналостроителей.

В расчете на километр работ Нью-Бэйсин канал - однозначный лидер по смертности. На каждый километр приходилось от 1,8 до 4 тыс. погибших рабочих. Суэцкий канал близок к этому показателю, там за каждый километр отдана почти тысяча жизней. Беломорканал и Москва-Волга находятся по этому показателю где-то в середине. А вот в расчете на время постройки по смертности лидируют советские каналы - Москва-Волга и Беломор, где за год умирало около 4 тыс. человек.

автырь himmelwerft
Tags: ликбез, полезное, цитадель демократии энд ко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments