Я хотел бы рассказать, как манипуляции общественным мнением реализовывались в нашей эталонной демократической стране - Соединенных Штатах Америки. Правда, происходило это все не то чтобы вчера - а практически 100 лет назад - перед и во время Первой мировой войны, при президенте Вудро Вильсоне.
Вудро Вильсон
Тогда у Вудро Вильсона образовалась проблема: в 1916 году он переизбрался на президентский пост под слоганом "Он уберег нас от войны", а в 1917 году США уже приняли решение включаться в Первую мировую - и этот факт нужно было как-то объяснять американской общественности, изоляционистские настроения среди которой были на тот момент довольно сильны.
Рост миграционных потоков, активная деятельность профсоюзов, рабочих и социалистических организаций, революция в России - все это создает общий тревожный фон. На тот момент в США существовала целая плеяда интеллекуталов, общественных деятелей, убежденных: если не заниматься работой с общественным мнением, американское общество рванёт. Чтобы снять социальное напряжение, обществу нужно в буквальном смысле продать войну - как продают автомобиль, квартиру или модную одежду. А чтобы успешно "продать войну" - нужны специальные люди и специальная структура, которая и будет заниматься пропагандой на высоком, как сказали бы в советское время, идейно-теоретическом уровне.
Именно такое предложение высказывают в личных обращениях к президенту Вильсону, по крайней мере, два человека: историк и журналист Артур Буллард и социолог и журналист Уолтер Липпман. "Эффективность наших боевых действий отныне и навсегда будет зависеть от энтузиазма, с которым мы будем их вести", пишет Буллард в книге "Мобилизуя Америку" - эту книгу в начале 1917 года он отправляет Вильсону. Буллард пишет: "Правительство любыми средствами должно стремиться, чтобы каждый из нас начал думать как все. Без этого у нас не будет ничего, кроме бесконечной политической неразберихи, вала ошибок, неэффективных действий и позорных результатов". Уолтер Липпман поддержал рекомендаци Булларда. 11 марта он направил Вильсону письмо, в котором попытался убедить президента создать специальное правительственное информационное бюро, задачей которого была бы реклама войны как средства, "сберегающего для мира демократию". Уже 12 апреля (США вступили в войну 6) он предствил комплексное предложение по созданию такого "бюро общественной пропаганды".
А 14 апреля 1917 года Вудро Вильсон подписал распоряжение №2594, узаконившее создание Комитета общественной информации. Со стороны правительства в состав руководства КОИ вошли госсекретарь, военный министр и министр военно-морского флота. Гражданским директором КОИ был назначен либеральный журналист Джордж Крил, известный своей острой критической позицией в отношении большого бизнеса и любой пропаганды в пользу деловых кругов.
Методы пропаганды, которые применял во время своей работы КОИ (или, как называл его сам Крил - "Дом правды"), для того времени могли быть названы только "беспрецедентными" и "инновационными", и основной их целью был тотальный контроль над общественным мнением.
Джордж Крил
Пожалуй, главным достижением Джорджа Крила в организации системы пропаганды была её тотализация: он исходил из мысли, что ограничиваться традиционной "пресс-агентской" работой нельзя и нужно распространять пропаганду буквально по всем каналам информации - не только газеты, но и кино, радио, телеграф, плакаты, вывески, устные выступления. Каждый миг человеческого общения создаёт благоприятную возможность "продажи войны" - так считали в КОИ - и нужно только придумать, как эти возможности использовать.
Кроме того, принципиально важным моментом было обращение к рекламе. Главная задача КОИ по большому счету - реклама войны, а кто справится с ней лучше профессиональных рекламщиков? Крил пролоббировал специальный президентский указ, согласно которому все работники рекламной сферы зачислялись в состав тылового обеспечения - и с этого момента их можно было мобилизовывать на работу по проектам Комитета. При КОИ создается рекламный отдел, во главе которого встает Уильям Джонсон, президент Американской ассоциации рекламных агентств и директор "Рекламного агентства Джорджа Баттена". От газет отдел требовал для своих материалов бесплатного выделения рекламных площадей.
Визуальную и графическую поддержку отделу рекламы обеспечивал отдел наглядной агитации, куда вошла группа художников-добровольцев во главе с Чарльзом Дана Гибсоном, создателем знаменитой "девушки Гибсона" и на тот момент, пожалуй, ведущим художником рекламы в США.
Девушка Гибсона
При содействии этих двух отделов бюро карикатуристов стало выпускать циркуляр под названием "Еженедельный бюллетень для карикатуристов", рассылавшийся 750 газетным художникам-иллюстраторам по всей стране. В бюллетене содержались идеи и заголовки, к которым художники должны были придумать иллюстрации.
Надо сказать, что в направлении "классического пиара" машина КОИ тоже работала по полной: отдел новостей круглосуточно рассылал пресс-релизы с "официальными военными сводками"; иностранное управление КОИ (имевшее представительства в более чем в 30 странах) для распространения информации активно использовало передатчики на военно-морских судах. Для аудитории, слабо заинтересованной в чтении новостей во многих периодических изданиях публиковались популярные очерки. Также КОИ наладил отношения с 600 иностранными газетами, издававшимися на 19 языках - чтобы эффективнее распространять информацию среди иммигрантских общин.
С мая 1917 года КОИ выпускает ведомственную газету под названием "Официальный бюллетень" тиражом 115 000 экземпляров, которая предназначается для публичных деятелей, редакторов газет и руководителей любых государственных или полугосударственных агентств, причастных к распространению информации.
Еще одним новаторским шагом стало привлечение к "продаже войны" киноиндустрии. Крил видел огромный пропагандистский потенциал в кинематографе и работу с кинобизнесом организовал грамотно: в самом КОИ никаких фильмов, естественно, не снимали. Существовала сценарная группа, делавшая сюжетные наброски к кинокартинам, потом эти наброски отдавали на доработку коммерческим голливудским продюсерам - а уж те доводили их до ума и "до формата". Под контролем КОИ в мировой прокат выпустили фильмы такие фильмы как "Крестоносцы Першинга", "Ответ Америки", "Под четырьмя флагами" и т.д. Продвижением фильмов занимался Джордж Боулз, сделавший себе имя на раскрутке "Рождения нации" Дэвида Гриффита.
На мировой арене патриотическое американское кино продвигалось по схеме, хорошо известной всякому советскому человеку? Помните пресловутые "продуктовые наборы"? Здесь принцип был таким - же: хочешь купить топовые голливудские фильмы? Пожалуйста, но есть условие - нужно взять несколько пропагандистских фильмов в нагрузку. КОИ ставит жесткое условие: ни один американский развлекательный фильм не попадает к зарубеженому прокатчику, который отказывается от военных кинолент Комитета. Также ни одна американская лента не должна была попасть на экраны кинотеатров, демонстрирующих немецкие кинофильмы. Таким образом, КОИ не только обеспечил Голливуд заказами, но и довольно успешно наладил дистрибуцию.
Другой любопытный пример деятельности КОИ - так называемое движение "четырехминуточников". Им руководил к КОИ так называемый "ораторский отдел". Само по себе движение насчитывало около 75 000 человек, в первую очередь - лидеры местных общин, бизнесмены и люди свободных профессий. Задача "четырехминуточников" была, как выражался Крил, в "управлении текущими разговорами". Несколько раз в неделю каждый из этих 75 000 должен был обратиться к своим землякам с четырехминутной речью, проповедующей справедливость военных усилий США и осуждающей антивоенные и социалистические настроения.
В помощь этой армии издавали т.н. "Бюллетень оратора" - письменная инструкция с разблюдовкой материалов и подробным описанием тем на будущую неделю. Каждый раз определялась главная тема ("Почему мы воюем", "Разоблачение германской пропаганды", " В поддержку нравственных устоев и морального духа", "Угроза демократии" и т.п.), эта тема разбивалась на 5-7 частей - набросков отдельных выступлений + дополнительная информация и мысли, на которые нужно было обратить особое внимание + типовые образцы выступлений. Ораторам предписывалось проявлять энтузиазм, качество оценивал председатель местной ячейки, тех, чьи речт казались скучными, выгоняли из движения. Предполагалось, что "четырехминуточники" своими речами будут провоцировать разговоры и контролировать их дальнейшее развитие (такие функции им тоже вменялись). Помимо прочего, возлагалась на "четырехминуточников" и функция политического сыска - их всячески поощряли выявлять и доносить на людей с антивоенными настроениями.
Агитплакаты КОИ
Сущестововали в движении и молодежные отряды: "ораторы-юниоры" из начальных и средних школ. Под руководством лояльных учителей и директоров организовывались состязания в ораторском искусстве, "Национальный школьный служебный бюллетень", предлагавший темы для обсуждения на классном часе, которые - по замыслу ребят из КОИ, дети потом с высокой вероятностью могли обсудить с родителями дома.
Были созданы и отдельные отряды для работы с потенциально неблагонадежными слоями - в первую очередь с цветными (напр. "Цветные ораторы Брансуика").
Кроем информации, кино, рекламы, плакатов и карикатур, КОИ использовал множество других технологий паблисити: ученых широко привлекали к подготовке "разъяснтельных брошюр", призванных оправдать войну, на ярмарках и выставках устраивались специальные экспозиции; для показа в школах, церквях и других общественных заведениях было отобрано более 200 000 слайдов, стеореоскопических картинок и фотографий.
Что касается технологической направленности, то именнов этот момент специалисты по связям с общественностью переходят от концепции "распространения фактов" к концепции "метить в сердце, а не в голову". И хотя сам Джордж Крил отрицал, что работы Комитета "бьют по эмоциям", фактически так оно и было.
Несомненно, запуск пропагандистской машины такого масштаба - а еще раз отмечу, все отделы КОИ (новостной, кино, художественный, ораторский и т.п.) работали согласовано, как часы, смысл был именно в том, чтобы бить по голове людям систематически и отовсюду - так вот, запуск такой машины не мог происходить без соответствующей юридической поддержки. 15 июня 1917 года в США принимается "Закон о борьбе со шпионажем", а позднее - в 1918 - "Закон о подрывной деятельности". Первый закон фактически поощрял цензуру антивоенных идей, а второй прямо объявлял противоправной всякую критику администрации Вильсона.
По свидетельствам современников, никогда еще в США не запускалась столь тотальная, всеобъемлющая и эффективная машина госпропаганды. После заключения перемирия КОИ был упразднен в 24 часа. Популярность Джорджа Крила после КОИ существенно снизилась. В последние годы жизни он работал с Маккарти и Никсоном, умер в 1953 году.
Но продать американцам войну все-таки удалось.
Хотя мне, если честно, эта история США начала века напоминает совсем другое время и другую страну.
автырь