Первые работы по планеру будущего начались ещё в 1946 г. с использованием наработок немецкого конструктора Липпиша, его работы до сих пор пользуются невероятным успехом у любителей альтернативной истории в стиле 3 рейх победил. Инженерами фирмы Convair была выбрана схема планера – бесхвостка со стреловидным крылом. После выигрыша конкурса 1952 г. на пути к конечному результату конструкторы некоторое время разрабатывали проект авиаматки с различными конфигурациями двигателей и возвращаемых аппаратов. Постепенно вес возвращаемой части рос и к 1954 г. от авиаматки отказались. Главным требованием военных к самолету было обеспечить спринтерский забег на 370 км со скоростью 2,1 М на высоте свыше 16 км при этом радиус действия с передового аэродрома 4260 км.
Складно было на бумаге, но реальные прототипы не соответствовали заказным характеристикам. Летали они быстро, но недалеко. Это вызвало у военных определенное замешательство, и программа на некоторое время перестала быть приоритетной. Но нашлись энтузиасты быстрой доставки ядерной бомбы к цели. В 1959 г. производство «ломовика-карманника» утвердили. По идее американских стратегов в будущей ядерной войне «ломовики-карманники» должны были лидировать армады В-52 и В-47, прорывая советскую ПВО.
На момент своего появления «ломовик-карманник» был способен лететь на сверхзвуке дольше любого истребителя. Максимальная скорость самолета достигала 2300 км/час. Для своего времени он представлял инновационный прорыв в авиации. Планер самолета был жестким и легким. Дюралюминиевая обшивка из многослойных термостойких панелей крепилась титановыми заклепками. Из-за высокой скорости полета использование катапультных кресел оказалось невозможным. Специально для В-58 была разработана герметичная спасательная капсула. О неисправностях командира экипажа предупреждала автоматическая сигнализация женским голосом. В связи с высокой скоростью бомбометания для самолета разработали особо точную систему прицеливания. В самолете использовалось более 5000 электронных ламп и транзисторов, их охлаждение обеспечивала мощная система кондиционирования, но, несмотря на её усилия, пилоты страдали от перегрева.
Основным оружием В-58 были термоядерные бомбы, доставляемые им в подфюзеляжном контейнере. Последний являлся наследием авиаматочного прошлого. В начале 60-ых самолет был доработан для применения тандемной подвески четырех ядерных бомб. Так же под фюзеляж можно было подвешивать контейнер с разведывательной аппаратурой тем самым, превращая «ломовика-карманника» в быстрого разведчика.
Для полетов на «ломовиках-карманниках» выбирались опытные летчики с налетом 1000 часов на стратегических бомбардировщиках В-47 и В-52. При этом половина налета в кресле командира. Из-за особенностей конструкции спасательной капсулы пилоты подбирались с небольшим весом и ростом. Экипаж состоял из трех человек: пилота, бомбардира-навигатора и оператора. Теснота кабины не позволяла членам экипажа встать или даже вытянуть ноги, при этом управление требовало постоянного внимания.
Аварийная капсула В-58.
С изменением стратегии ядерный смысл «ломовика-карманника» утратил свою актуальность, и его решили применять в качестве лидирующего при групповом бомбометании обычных бомбардировщиков. Однако результаты оказались невысокими.
Короткий век В-58, был снят с вооружения в январе 1970 г. определило изменение стратегии США и высокой стоимость всего проекта. Цена одного «ломовика-карманника» с учетом затрат на программу создания составила 33,5 млн. USD, при этом изготовленный из золота В-58 эквивалентного весу не заправленного самолета стоил бы 33,9 млн. USD. Связанные с конструктивными особенностями машины проблемы только способствовали этому. Полностью заправленный самолет без контейнера «вставал на дыбы». Большое количество оборудования, спрятанное в малом объеме, сделало обслуживание самолета трудоемким. Всего было построено 116 машин, из них 26 было потеряно в авиакатастрофах.
«Ломовик-карманник» был первым самолетом, который использовали для создания противоспутниковых систем. А также установил рекорд перелета из Нью-Йорка в Париж 3 часа 20 минут и непрерывного сверхзвукового полета 8 часов 35 минут из Токио в Лондон.
Частенько приходится сталкиваться с мнением о погубивших СССР тратах на развитие космических программ и ВПК. На фоне американских затрат на аналогичные цели Советский Союз просто не смотрится. Это лишний раз указывает на то, что причины неудачи советского проекта следует искать в иных плоскостях.
автырь