Немного истории.
Начиная с 1990-х годов, Ирландия совершила колоссальный экономический рывок. Её ВВП рос, как на дрожжах, поражая аналитиков. Жизненный уровень населения «изум-рудного острова», который ещё в 80-х годах ХХ века считался одной из самых бедных и отсталых стран Европы, вырос в несколько раз. За это Ирландию прозвали "кельтским тигром" - по аналогии с восточноазиатскими экономиками, которые впервые стали сравнивать с большой полосатой кошкой еще в 80-е годы. Заговорили даже об "экономическом чуде" - а как ещё назвать достижение таких результатов в такие сроки?
Никакого чуда, разумеется, не было. Стремительный экономический рост, выстроенный на неолиберальном экономическом шаблоне, опирался на две «ноги». Первая из них – это дешёвые иностранные кредиты и инвестиции. Вторая – крайне низкие налоги на бизнес - в настоящий момент этот налог в стране составляет 12,5 процента, что является одним из самых низких показателей в Европе. Во Франции, например, он достигает 33,33 процента, в Бельгии – 33, 99 процента, а на Мальте – 35 процентов.
Крупные корпорации начали переносить в Дублин свои штаб-квартиры, уплачивая налоги по низким ирландским ставкам. Вместо того, чтобы заплатить трехмиллиардный налог где-нибудь в Германии, они предпочитали выложить один миллиард в Ирландии. А самой Ирландии, учитывая её население, не превышающее четыре с половиной миллиона человек, этого было более чем достаточно. Большая часть населения острова стала работать в сфере услуг и банковском секторе, производство останавливалось – оно не прино-сило таких прибылей. Государство же в дела бизнеса вмешиваться не спешило. Двадцать лет подряд ирландские банки занимали все больше и больше, пользуясь "хорошим инвестиционным климатом", а также крайне низкими ставками за рубежом. От беспокойства отдельных скептиков кельтские финансисты и их партнеры за рубежом, как правило, про-сто отмахивались.
Вся эта финансовая сказка продолжалась до самого кризиса. Как только на мировом рынке наметились кризисные явления, красивая сказка превратилась в ночной кошмар.
И тут наступил кризис.
С оборотной стороной «ирландского экономического чуда» мир стал знакомиться в 2008 году, когда «жареный петух клюнул». Совершенно неожиданно, оказалось (!), что рост иностранного долга оказался куда более быстрым, чем даже впечатляющий подъем ВВП страны. К 2008 году долги ирландских резидентов достигли двух триллионов (!) евро. Это больше, чем, к примеру, вся экономика России и в 10 раз превосходит ВВП самой Ирландии. Это больше 450 тысяч евро долга на каждого ирландца, включая грудных детей и инвалидов! Большая часть долга приходилась на непомерно раздутый банковский сек-тор.
С началом кредитного кризиса стало ясно, что, во-первых, ожидать новых дешёвых кредитов не приходится, а значит оплачивать проценты старых долгов за счёт долгов но-вых не выйдет, а, во-вторых, все эти долги по сути дела ничем не обеспечены, и их воз-врат становится более чем сомнительным. Цены на активы ирландских банков дружно рухнули, банки оказались на грани несостоятельности, казалось, что конец ирландской экономики будет быстрым и не очень мучительным – как смерть от пули в сердце. Тем более, что доходы международных корпораций в этот момент не менее дружно стали близки к нулю, и налоговые поступления в ирландский бюджет оказались под большим вопросом.
Однако в этот момент в экономические вопросы наконец-то вмешалось правитель-ство страны, объявившее о собственных гарантиях по значительной части задолженности. Чиновники также провели рекапитализацию банковской системы. По сути, для спасения своего имиджа, официальный Дублин решил спасать банкиров, принимавших необоснованные и рискованные решения, за счёт средств рядовых налогоплательщиков. На некоторое время инвесторы успокоились. Впрочем, это спокойствие носило, скорее, психологический характер, поскольку, напомним, на каждого ирландца приходилось почти по пол-миллиона евро долга, и выплата таких сумм была невозможна при любых обстоятельствах – даже если бы всю Ирландию продали с аукциона.
Последняя осень?
Осенью нынешнего, 2010 года, кризис в банковском секторе Ирландии вновь обо-стрился. Частный сектор «Изумрудного острова» 20 лет возлагал чрезмерные упования на иностранные кредиты и инвестиции, теперь за это пришлось расплачиваться.
Собственная экономика стала давать сбой за сбоем. Государственный долг Ирландии до кризиса составлял всего 37 % ВВП, однако к 2009 году вырос до 57 %, а в текущем году, вероятно, дойдёт до 90%. При этом, в 2009 году спад ВВП составил около 8 процентов, да и в текущем году роста ВВП не ожидается. Инвесторы это осознали и отреагировали паникой. Еще недавно сверхнадёжные государственные облигации Ирландии, которые котировались вровень с немецкими, самыми надежными на континенте, сейчас котируются на уровне развивающихся стран, причем даже не первых из них.
Инвесторы начали стремительно выводить средства из Ирландии, что сильно ухудшило её и без того шаткое положение. В первых строках списка кредиторов страны оказались банки Великобритании и Германии, которые выдали займов своим ирландским партнерам на сумму 222 и 205 миллиардов долларов соответственно. Не в лучшем поло-жении находятся и США, инвестировавшие в Ирландию более 100 миллиардов долларов. В случае краха ирландских финансовых организаций банки этих стран будут вынуждены проводить новые многомиллиардные списания, что может привести к новому витку кре-дитного кризиса в общемировом масштабе.
Фактически, в Ирландии начал повторяться исландский сценарий, где правительству пришлось национализировать всю банковскую систему, что, впрочем, от разрушительного кризиса экономику все равно не спасло. Но, в отличие от Исландии, размеры задолженности ирландских банков в несколько раз больше, а, кроме того, Ирландия является членом еврозоны. Поэтому крушение ее финансового сектора неизбежно вызовет цепную реакцию по всему Евросоюзу и очень неблагоприятно скажется на евро.
Неудивительно, что страны еврозоны зашевелились, и уже с начала ноября органы Евросоюза стали обращаться к ирландцам с просьбой принять меры по стабилизации ситуации. Понятно, что Дублин сейчас самостоятельно что-либо сделать просто не может, учитывая его колоссальные бюджетные проблемы. Помощь может прийти только извне, и международные организации уже предложили Ирландии воспользоваться 700-миллиардным "фондом спасения", который был создан перед тем, как спасать Грецию.
Первая реакция Дублина была отрицательной - министр финансов страны Брайен Ленихан 16 ноября заявил, что у Ирландии достаточно средств, чтобы расплачиваться по долгам минимум до середины следующего года, а брать на себя новые обязательства у государства нет ни желания, ни возможностей. Причина такого, на первый взгляд нелогичного, ответа была в том, что, по сути, Ирландии предлагают спасать не самих себя, а немецких и британских банкиров, причём спасать за счёт резкого увеличения государственного долга, который придётся отдавать за счёт всего населения острова, чьи перспективы при этом остаются весьма мрачными.
Однако представители ЕС, МВФ и Центробанка Европы в течение нескольких дней провели ряд консультаций с высшими должностными лицами страны. Доподлинно неиз-вестно, кто и кого на этих встречах консультировал, но позиция ирландской стороны «внезапно» изменилась на прямо противоположную – Ирландия всё-таки возьмёт кредиты у ЕС, причём, только для начала, 10 миллиардов евро, под 5 процентов годовых. Всего же, по оценкам аналитиков, Ирландии придется занять около 90-100 миллиардов евро. Плюс 15 миллиардов планируют получить за счёт строжайшей экономии бюджета и повышения ряда налогов.
Кроме того, взамен на помощь, некоторые страны ЕС, в том числе Германия и Франция, настаивали, чтобы Ирландия повысила ставки корпоративного налога – то есть, фактически, лишила свою экономику привлекательности для иностранных инвесторов. На это предложение ирландцы ответили решительным отказом. По крайней мере, пока.
Таким образом, борьба кризисом приводит к тому, что госдолг «Изумрудного острова» вырастет до 150 % ВВП, экономика вошла в затяжное пике, а сама возможность страны вернуть такой долг оказалась под вопросом. «Ирландское экономическое чудо» оказалось всего лишь миражом. Сейчас очевидно, что для большинства населения Ирландии это обернётся существенным «затягиванием поясов». Ясно одно – когда живёшь в долг, берешь деньги чужие и на время, а отдаёшь свои и навсегда.
автырь