govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

"Валять дурака" + бонус

Как известно, на Руси для вызова дождя и урожая попов катали по полям. Я, по невежеству своему, раньше считал, что "катали" - это значит возили на быке, на плуге... Не задумывался я об этом и, соответственно, не врубался, что "катали" в прямом смысле:

Катание (кувыркание) по земле - обрядовое действие, проводившееся в разные периоды календарного года...
Представляет собой акт прикосновения к земле путем перекатывания на спине с боку на бок, с надавливанием на землю тяжестью своего тела, либо путем кувыркания через голову...
Среди обрядовых катаний (кувырканий) выделяются различные формы, к которым относят:
- катание крестьянами священника или дьякона во время Пасхальной недели (варианты: в Егорьев день, в Вознесение) после молебна на ржаном либо льняном поле...
Обряд катания или кувыркания через голову, зимой - лежание, валяние.

(Российский Этнографический Музей http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2093/4329.htm)

Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы "снопы были тяжелыми", "посевы тугными" и под.; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно».
65 Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря.С. 410. (цит. по http://ec-dejavu.ru/d/Dew.html)


"Уродится сноп, толстый как поп" - картинка из православного журнала "Нескучный сад". (http://www.nsad.ru/index.php?issue=41%A7ion=16&article=651)

Обычай этот батюшкам, понятное дело, не нравился, но что только за деньги-то не сделаешь...
Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб.
А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания
.
(Беседа со священником-этнографом протоиереем Александром ШАНТАЕВОМ и лингвистом-этнографом Еленой ЛЕВКИЕВСКОЙ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=41%A7ion=16&article=651)

Весной, как только озимые пойдут в рост, карелы приглашают священника в поле отслужить молебен. После молебна они хватают священника, валят его на землю и катают по озими. По представлению карел, это способствует такому получению урожая, что рожь от тучности зерна будет склоняться до земли, как теперь склоняются озимые под тяжестью священника.
Священник мог доказать крестьянам тщетность такого мероприятия, но тогда крестьяне не стали бы приглашать его служить молебен, и он бы лишился добавочного дохода. Оказывается, что для священника лучше было кататься по озими, чем лишиться его
. (Этнография тверских карел, Kegria paiva http://www.library.tver.ru/karel/etno5.htm)

Этимология "валять дурака" точно не известна, обычно ассоциируется с ванькой-встанькой.

"Валять дурака"... По мнению В.М. Мокиенко, автора книги "В глубь поговорки" (Киев, 1989), исконным для этого оборота является как раз второе значение, связанное с детской игрушкой-неваляшкой, обычно представлявшей собой Иванушку-дурачка (ваньку-встаньку), которого и пытаются повалить во время игры. А значения "паясничать, дурачиться, шутить", "притворяться глупым", "поступать не так, как следует" развилось у выражения валять дурака под впечатлением несуразности такого занятия для взрослого человека.
http://www.gramma.ru/RUS/?id=14.26



"Жил был поп, толконный лоб" - написал Пушкин в 1831 году. ("Толоконный лоб" - презрительная кличка глупца, дурака).
На мой взгяд, учитывая отношение в народе к попам - "толоконным лбам", версия "валяния дурака по полю" выглядит более обоснованной (учитывая, что у Мокиенко не обоснована ассоциация ваньки-встаньки с Иваном-дураком)
;-)

отсюда

 

бонус

Недавно от одного уважаемого человека слышал, вроде как, невыдуманную историю о беспримерной свободе совести у его предков, которая подарила ему шикарное отчество. Сам человек носит фамилию весьма непонятной мне этимологии, весьма приблизительно выдающую национальность. Назовем его Фучек Александр Генрикович (настоящее только отчество, остальное - по возможности приближено к оригиналу).
Как оказывается, его часто за отчество и по незнанию происхождения фамилии принимают за немца (немцы тут - не экзотика, а один из самых многочисленных этносов). Но в действительности он поляк. У его дядьёв обычные "русские" имена, скажем, Василий, Николай, Иван. Откуда же имя Генрик досталось папке? Так вот, полвека назад жила их семья в Беларуси, на селе. В селе была православная церковь и католический костел. По неизвестно каким соображениям детей носили крестить в православную церковь (считали они себя, небось, православными). Первых трёх отнесли туда. А вот когда потребовалось окрестить новорожденного отца нашего героя, над селом пошел дождь. Я так полагаю, стол по этому поводу уже был накрыт, но официальная историография об этом факте умалчивает. И что делают наши селяне? Они оценивают, к какому культовому сооружению им ближе идти, приходят к выводу, что к костёлу и несут пацана обращаться в католическую веру. Вот так и стала жить семья с тремя "православными" и одним "католическим" сыном.

отсюда
Tags: история, полезное
Subscribe

  • Дмитрий Шатров "Зомбоапокалипсис обычного человека"

    Новостные ленты две недели пестрели заметками о новой африканской напасти. Черный континент опять выдал на гора очередную, трудноизлечимую пакость со…

  • Дедукция

    Евгений Иванович Турин возглавлял кадровую службу в компании «Газпоставка» давно. Больше 10 лет. Должность была ответственная, так как…

  • Снова, снова и снова

    Все началось с Лайонела Колдуэлла. Он родился в 1900 году в строгой менонитской семье, где искренне верили в то, что грех непотребства – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments