govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Categories:

Морская "жизнь" 17-18 век

Многие даже вполне подкованные в истории люди часто спрашивают меня, почему же в разное время так высока была смертность экипажей парусных судов?
Действительно, мало найдется примеров дальних походов, когда команды парусников не теряли хотя бы 10 процентов своей численности, а часто – гораздо больше.

   Первой причиной в этом списке будет конечно же недостаток питания вкупе с большой физической нагрузкой. Сомневающиеся – почитайте «Корабль Его Величества «Уллис» Маклина, написанный про современный флот периода Второй Мировой; «Голод подрывает жизнеспособность человека, адмирал Старр. Подтачивает его силы, замедляет реакции, убивает волю к борьбе, даже волю к жизни. Вы удивлены, адмирал Старр? А между тем это неизбежно. Вы продолжаете посылать нас в конвои, когда сезон прошел, когда ночь едва длиннее дня, когда из двадцати четырех часов в сутки двадцать часов стоят на вахте или боевых постах. Как же нам не голодать после этого? Откуда нам быть сытыми, черт возьми, - ударил ладонью по столу старый врач, - если корабельные коки почти все время работают в пороховых погребах, обслуживают орудийные расчеты или участвуют в аварийных партиях? Лишь пекаря и мясника не посылают на боевые посты. Поэтому мы целыми неделями на одной лишь сухомятке!» А теперь давайте-ка попробуем перенести все это в 17-18 века.
      Вот какое питание было к примеру на испанских судах (я уже приводил это описание): «голод, жажда, тошнота, холод, невозможность ни на минуту остаться одному, не говоря уж о том, что швыряет из стороны в сторону от страшных волн. Корабль кишит мелкими грызунами, питающимися печеньем и галетами и размножающимися так быстро, что очень скоро они бегают не только по каютам, кроватям и даже тарелкам, из которых едят люди, и даже по самим людям. Мухи падают в тарелки с супом, где также плавают и черви всех видов. Каждый кусок пищи кишит личинками. В рыбные дни обычно кормят тухлой рыбой, сваренной в соленой воде; днем едят суп из бобов, в котором так много личинок, что они плавают на поверхности.

Да, ситуация к примеру в Ройал Неви выглядела гораздо лучше испанской – там была солонина и лимонный сок. Однако специально для гурманов предлагаю посидеть на такой диете хотя бы неделю. Кто не взвоет – будем считать – готов к службе в Королевском Флоте. Да, кстати, - а закусывать по рецептуре того времени лучше сухарями. Короче – диета еще та..))

Французы – нация ученых и философов - пошли другим путем: на военных и торговых французских кораблях некоторые каюты определялись под «фазенды» - по типу нынешних рачительных домашних хозяек там выращивали лучок, чесночок, салат, укроп, даже лимоны и апельсины. Вот вам и витаминки, вот вам и разнообразие.

Но это только фасад. Что же было на заднем дворе? Тот, кто выращивает много зелени знает, что этот «дачный участок» довольно часто становится рассадником насекомых, червей, личинок и т.п., что в свою очередь провоцирует заболевания, переносимые этими чешуйчатокрылыми. Так появляется лихорадка, понос, дизентерия и т.д.

     Вторая причина – вода, вернее ее постоянное дозирование и отсутствие. Вот пример из будней королевского флота образца 1705 года. Эскадра адмирала Джона Лика после поддержки своей армии у Барселоны пошла в Кадис. Путь – порядка 800 км. Из-за плохой погоды на этот короткий путь ушло 13 недель и 3 дня (!!!), по воспоминаниям Стивена Мартина, командира корабля «Принс Джордж» «за это время на одного человека приходился один сухарь в день, а то и полсухаря, три недели вообще не было хлеба; воды тоже сильно не хватало в течение некоторого времени, так что, те, кто выдержал голод, позже погибли от жажды, и было крайне тяжело наблюдать этот спектакль, когда некоторые, впавшие в безумие, падали на палубу и пожирали сами себя. На «Принс Джордже» похоронили 50 человек, а втрое большое количество моряков были тяжело больны всё плавание, так что за всё время похода, начиная с даты ухода из Англии мы похоронили до 300 человек».

    Третья причина – климат колоний. Попробуйте съездить на ту же Кубу без прививок. Да что там Куба, там медики хорошие – откачают, давайте уж сразу – в какой-нибудь Суринам. С учетом совершенной неприспособленности организма к тамошним условиям – вероятность помереть велика как никогда. К примеру на Мартинику в 1701 году пришла эскадра французского адмирала Кэтлогона. В ноябре того же года эскадра экстренно вынуждена была отплыть на Родину – потери от болезней в экипажах составили 450 человек, или экипаж одного корабля! По пути обратно еще 200 человек умерло.

    Четвертая причина – телесные наказания. Прибавьте ко всему вышесказанному порку, протаскивание под килем и т.п. Ну что? Кто-нибудь еще хочет пойти в матросы Нового Времени? Охоту не отбило?
А теперь подумайте – и в таких условиях, с такими проблемами матросы, офицеры и адмиралы исполняли свой долг, побеждали, месяцами (а то и годами) не бывали на суше, не мылись (вот вам еще и телесные паразиты). И несмотря на это проводились целые операции флотов, назначались рандеву, и т.д.
Вообще перед нашими предками стоит снять шляпу. Мы – только бледная их тень, визжащая от любого неудобства.

ЗЫ: Многие заболевания были непосредственно обусловлены спецификой труда на парусном корабле: трещины ладоней у марсовых, конъюнктивиты у сигнальщиков, сморщивание ладонной фасции у рулевых, прогрессирующая глухота у комендоров. Морякам всех специальностей были свойственны хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с однообразным и неполноценным питанием, и изменения в коже – «матросская кожа» под воздействием ветра, солнца и морской воды.

   Высокая заболеваемость и смертность были серьезной угрозой боеспособности флота. Так, в 1757 году отдельная крейсерская эскадра вице-адмирала Полянского во время плавания в Балтийском море в целях блокады берегов Пруссии, за полтора месяца из состава экипажей в 4.200 человек, не имея боевых столкновений с противником, потеряла 288 человек умершими. Вышедший от берегов Пруссии в Кронштадт осенью 1761 года линейный корабль «Астрахань» в результате огромной заболеваемости команды (175 больных) оказался жертвой стихии: обессилившая команда не сумела предотвратить несчастье, корабль был выброшен на берег острова Даго, где и разбился.

    Бичом всех стран и народов в восемнадцатом столетии продолжали оставаться «моровые поветрия» - эпидемии чумы. Они уносили сотни тысяч жертв, буквально опустошая города Европы. Трудно даже сказать, что наносило больший урон мореплаванию - эпидемии или кораблекрушения. Британское адмиралтейство ввело суровые законы против «кораблей чумы». Долгие годы ни одно судно не могло войти в английский порт без карантина. Если после специального досмотра оказывалось, что на корабле есть заболевший чумой, капитан должен был немедленно выйти в открытое море. Эти законы соблюдались с твердостью, которая порой граничила с жестокостью.

    Так, в 1730 году в Смирне вспыхнула эпидемия чумы. Корабли «развезли» ее чуть ли не по всем портам Средиземного моря. В Лондоне стало известно, что из Мессины к берегам Англии направляется «чумное» голландское судно. Когда оно подошло к Плимуту, навстречу вышла английская эскадра и дала залп. Получив несколько пробоин, несчастный корабль вынужден был уйти в Атлантику.

    Известна трагическая история другого голландского судна, которое в 1773 году зашло в один из средиземноморских портов, чтобы пополнить запасы воды и провизии. Когда корабль уже был на рейде, портовые власти узнали, что на его борту от чумы умерли капитан и четырнадцать матросов. Судну приказали немедленно выйти в море. Оно взяло курс на Тунис. Но весть о страшном «голландце» уже разнеслась по всему Средиземноморью. Тунисский порт оказался для него тоже закрытым. Тщетными оказались и попытки 23 оставшихся в живых моряков войти в Неаполитанский залив. Отверженное судно не подпускали на пушечный выстрел. Особенно боялись его французы, у которых еще свежо было воспоминание о том, как полвека назад от чумы, занесенной каким-то кораблем, умерла половина жителей Марселя.
http://george-rooke.livejournal.com/37745.html

ЗЗЫ.
Отрывок из замечательной книги Хельмута Ханке «Люди, корабли, океаны», советы бывалого пилигрима 1186 года:
«Купи кровать, четыре полотняных простыни, матрац, две наволочки, две подушки, набитые перьями, одну кожаную подушку, ковер и большой сундук. Ложись в постель чистым, и не будут вши да блохи чересчур докучать тебе. Запасись вином и питьевой водой и не забудь заготовить сухари двойной или тройной закалки. Они не портятся. Закажи в Венеции большую клетку с насестами: в ней ты будешь держать птицу. Затем купи свиные окорока, копченые языки да вяленых щук. На корабле кормят лишь дважды в день. Этим ты не насытишься. Вместо хлеба там дают большей частью старые сухари, жесткие, как камень, с личинками, пауками и красными червями. И вино там весьма своеобразно на вкус. Не забудь о полотенцах для лица. На корабле они всегда липкие, вонючие и теплые. Затем позаботься о добром благовонном средстве, ибо такой там стоит безмерно злой смрад, что невозможно его описать словами».

  Плавание от Венечии до Яффы длилось 10 недель, Восемь человек за время плавания умерли или были смыты за борт. . . Так что хадж или другое паломничество действительно были серьезным испытанием. А уж как Ибн Баттута «намотал» сто двадцать тысяч км – просто не представляю…
http://ecoross1.livejournal.com/98092.html

ЗЗЗЫ
>"сухари двойной или тройной закалки"

  Закалка сухаря - уже подсушеный около пяти суток на воздухе испеченный хлеб (сухарь простой) - помещали на специальных лотках в раскаленную печь (около 140-160 градусов по цельсию) на определенное время - это процесс "закалки" - получали сухарь ДВОЙНОЙ закалки - потом сухарь "досушивали" пару суток получая и еще раз калили в печи - тройная закалка . Тройная - в смысле одна сушка и две закалки.

  В Кронштадте до сих пор сохранилось самое крупное в Европе здание производства "Морских сухарей" - Сухарный завод Кронштадтского Военного порта. Там теперь молокозавод (ул Мануильского, 20). Это производство выпускало 700 кг сухарей тройной закалки в сутки (это сотвествует примерно 1,5 тонны свежего хлеба в сутки)

 Так вот тамошние сухари выдерживали "без червя" полгода в тропиках - для двойной закалки, и почти два года - для тройной. При условии понятно "сухости" в броткамере. Которую поддерживали всеми известными способами - при подмачивании качества сухарей тут же терялись. Твердость же была соответствующая - о сухарь можно было "править" бритву, подтачивать как об абразив :-)

 Сухари "закаленые" кстати стали причиной так и не потушенного пожара на крейсере Варяг во время боя в Чемульпо - пожар в "броткамере" сухарей и муки в ходе боя потушить так и не удалось - все сухое и горит отменно - а пожарные шланги перебило осколками.

 Тройную закалку вы сможете проделать дома при помощи тостера - вам надо прожаривать на тостере кусочек хлеба пару-тройку раз - с промежутком в несколько суток

 И рецепт для гурманов - мурцовка флотская - в крепко заваренный черный чай крошат подсоленый репчатый лук и "тройные" сухари и густо заливают подсолнечным маслом. Приятного тык скыть аппетита...


МОрская солонина и рецептики из нее - это отдельная пестня пестней... Тут даже в один пост не уложишься - там тонкость на хитрости...

 В общем как по Пратчету - боевая кулинария форева, не гномскими булочками едино ---

 А нидерландские морские сыры - ими ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно было стрелять вместо ядер... (Правда сыры швейцарских солдат образца века так 16 от них сильно не отставали - другой разве что была форма - этакий мельничный жернов (что бы носить за спиной на палке) вместо иммитации 12-18 фунтового ядра.

 А австрийские военные хлеба - пайковые "краюхи" - одна на 3е суток - этакая почти в 4 кг дура? В битве при Садовой (1866) были солдаты у которых в этих краюхах приторченных за спиной сверху к ранцу реально застревали пули, спасая тем самым солдатам жизнь (иначе пуля бы попала в голову или шею)...

 А как разок "на полуострове" в Наполеоновскую эпоху британские саперы починили мостик португальской сушеной треской (бакала) вместо бревен - двухметровые рыбины высущенные до полного одеревенения выдержали якобы даже пушки...

 Эх были времена до появления армейских пайков в коробочках... Которые только есть и можно и ничего кроме :-)

http://fvl1-01.livejournal.com/

Tags: еда-питье, история, полезное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment