Подзаголовок книги – «История человеческого тела с древнейших времен до наших дней». (На английском конкретнее и скромнее – «A journey into the 3.5-Billion-year history of the human body».) Книга вышла в серии «Элементы» при поддержке фонда «Династия».
А знаете ли вы, что молочные железы (Да! Я с первого предложения решил раскрыть тему сисек!) – это видоизмененные зубы? Впрочем, так же как и волосы, перья, потовые железы и прочие порождения кожи. Просто животные сначала научились производить зубы, а потом стали с ними экспериментировать. (Но согласитесь – про перья – это не так интересно!). Или вот знаете ли вы, что икота досталась нам от головастиков? У головастиков она осмысленна, помогает дышать жабрами, прогоняя через них воду и наглухо закрывая доступ воды в формирующиеся легкие. А все млекопитающие мучаются с икотой, непонятно для чего. Пережиток прошлого! (А самый долгий приступ икоты у человека продолжался непрерывно с 1920 по 1990 год). А знаете ли вы что икринки земноводных лучше всего разрезать мягкими детскими волосками (отсюда можно сделать вывод, что ученые, собирающиеся экспериментировать с развитием эмбрионов земноводных, должны сперва завести собственного ребенка)? А сможете ли вы выделить ДНК с помощью мясорубки, средства для мытья посуды, технического спирта, и размягчителя для мяса? Я не знаю, что такое размягчитель для мяса, но на американской кухне он должен быть.
На самом деле все, что я перечислил, это мелкие побочные моменты в книге. Книга немного о другом. Давно хотел рассказать о научно-популярных книгах, но как-то руки не доходили, а тут попалась вполне доступная и интересная.
Автор книги – палеонтолог. Но его однажды попросили преподавать анатомию в университете, видимо, не нашлось больше преподавателей. И во время этого курса (проводимого в анатомичке, естественно) автору и пришла в голову идея книги – показать, как формировалось наше тело. Он и показывает, используя факты как своей родной палеонтологии, так и эмбриологии и биологии развития. Поэтому рассказы о его экспедициях за окаменелостями автор перемежает рассказами об опытах эмбриологов, позволивших им проследить, как развиваются зародыши.
В первых главах рассказ о том, как авторы с товарищами открыли тиктаалика. Это промежуточное звено между рыбами и земноводными. Рыба, сумевшая сформировать у себя конечность земноводного. То есть внутри плавника есть подобие наших плечевых и локтевых/лучевых костей. В итоге тиктаалик должен был уметь отжиматься от поверхности. Автор рассказывает, что поиски окаменелостей происходят не просто так, а после большой предварительной подготовки в библиотеках. После работы с картами, геологической литературой и т. д.
Затем автор рассказывает об общей схеме строения конечностей (одна кость, две кости, много костей) и задается вопросом – а почему, к примеру, большой палец формируется на одной стороне, а мизинец на другой? Как вообще организм узнает, что на этой стороне надо формировать именно большой палец? И вот тут и приходит время рассказов о генетике и опытах с зародышами. И еще о забавном гене «Sonic hedgehog». Рассказов о том как последовательно включаются и выключаются «батареи генов» в нашем организме при формировании нашего тела.
Рассказав в первых главах о происхождении руки, автор начинает рассказывать об общей схеме строения тела (почему голова формируется на одном конкретном конце зародыша)? О зубах (и тут упоминается о молочных железах). О зрении, обонянии, ушах (оказывается, наши косточки в ухе произошли из рыбьих челюстей). Главы небольшие, многого рассказать не удается, но в конце есть ссылки на литературу по каждой теме. Ссылок немного, хотя о каждой книге рассказано чуть поподробнее, а не просто дано название. И, естественно, почти все книги англоязычные.
Книга написана очень просто и понятно. И кроме того в авторе чувствуется увлеченность наукой, то что наука для него как… Я даже не знаю – как наука для героев Стругацких. В конце он рассказывает, как пришел с детьми в музей и увидел там капсулу «Апполона-8», впервые облетевшего Луну. «Я объясню ему, – сыну, И.З.-П. - что «Апполон-8» для меня – символ силы науки, символ власти, позволяющей науке объяснять Вселенную, делать ее познаваемой. Можно долго спорить о том, в какой степени освоение космоса было наукой, а в какой – политикой, но главная истина остается сегодня столь же ясной, какой она была в 1968 году: «Апполон-8» - порождение того оптимизма, который лежит в основе всех лучших достижений науки и двигает ее вперед, пример того, как неведомое, вместо того чтобы порождать суеверный страх и недоверие, вдохновляет людей на то, чтобы задавать новые вопросы и искать ответы на них.» Ах, как нам не хватает сейчас этого оптимизма! Так что помимо конкретных знаний о происхождении человеческого тела, книгу стоит читать и ради того, чтобы понять – научный оптимизм сохранился. Просто он ушел из обычной массовой жизни. К сожалению. Но стоит попробовать его туда вернуть.
Резюме. Будущим юным биологам стоит прочесть книгу в обязательном порядке. Да и всем остальным не помешает, просто ради общего развития. Главный недостаток книги – увы – ее цена. В «Библио-глобусе» стоит 409 рублей. А книга-то небольшая, в ней очень крупный шрифт, к тому же. Стоит поискать в интернет-магазинах, наверное.
автырь пеара