govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin

Долбаный можжевельник, говорите;)

Сахалин - 1975. Вылазки из стройотряда. Часть 3
Спускаться с горы по маршруту подъема не хотелось. Во-первых, незачем второй раз смотреть места, которые уже видел. А во-вторых, прямо под нами вниз уходил склон, заросший тем же кедровым стланником. Когда мы оглядывали его издали, с ледника, склон выглядел несложным для спуска. И мы решили идти по нему, спускаясь кратчайшим путем. Как оказалось, наше любопытство могло превзойти только наше легкомыслие.

Кедровый стланник.
Этот пейзаж похож на вид с нашей горы, только та повыше была, и внизу были не остатки снега, а большой ледник. Туристка прилегла отдохнуть на стланник, что очень приятно. Теперь представьте, как легко могла бы девушка покатиться по этой зеленой перине вниз с горы.
При движении внизпо шерсти стланник не грозил никакими сложностями, и мы смело двинулись вниз прямо вниз по хвойной зелени . Ноги уже не касались земли, мы скатывались вниз по веткам пушистой хвои, раскинув конечности. Когда таким веселым способом мы спустились на несколько сот метров ниже вершины, в душу стали закрадываться смутные подозрения, что радуемся мы рановато. Ветви стланника, в которые мы погружались, как в воду, не давали видеть куда же мы несемся. Между тем склон становился круче, и приходилось уже цепляться за ветви, чтобы не улететь вниз. Наконец зеленая кутерьма стланника раздвинулась, и мы поняли, что влипли в настоящую западню. Под ногами был провал узкой скалистой расщелины - небольшого каньона. С его стен сочились родники, сливаясь в ручей на дне. Зависнув на узкой каменной полочке над каньоном и цепляясь за свисающие ветки кедрача, мы тупо соображали, что делать дальше. Ни веревки, ни крючьев у нас с собой не было, ведь издали гора выглядела такой простой. Путь наверх был практически отрезан системой «ниппель» - встречными оленьими рогами ершистого стланника, непокорный характер которого нам был уже знаком. Солнце клонилось к закату, и становилось прохладнее. В сыром каньоне висело облачко тумана, закрывая дно. Брошенный в провал камешек сообщил, что попытка прыгнуть с такой высоты гарантирует летальный исход.
В то время, как наши товарищи из стройотряда предавались пассивному послеобеденному отдыху в поселке, мы - два молодых идиота – предпочли, как теперь говорят, экстрим. Полусидя в неудобных позах у края расщелины и держась за ветви кедрача, вымокшие от пота и росы, мы доставали из-за шиворота хвойные иглы и клейкие шишки. Вот она – истинная романтика приключений и впрыск адреналина до стука костей. Валерий, как типичный новичок в горах вспомнил все подходящие для такой ситуации поговорки – и про умного, который в гору не пойдет, и про то, что не зная броду не надо лезть в воду. Впрочем, парень он был не занудливый, и к трудностям относился легко. До упреков и взаимных поисков виноватых мы не опустились.
Людей не было на десять километров вокруг, поэтому кричать и звать на помощь бесполезно. На всякий случай мы попробовали – короткое эхо посмеялось над нами, взвилось несколько птичек и где-то рядом цвикнул невидимый бурундук. Связи никакой не было, до эры мобильных телефонов еще были целые десятилетия. Наши товарищи вряд ли отправятся на поиски раньше завтрашнего дня, даже если захотят. Но если поиск и начнется, результата быстро не жди - район поиска слишком широк. Даже с вертолета нас не увидели бы из-за торчащих сверху веткок и тумана в расщелине. Единственные свидетели нашего бедствия – два огромных ворона, из которых вряд ли удалось бы выдрессировать почтовых голубей. Они кружили над каньоном, поглядывая на нас и будто говоря «Ну что остановились, трусы? Прыгайте вниз!
Перспективы открывались безрадостные – как минимум ночлег в сырости и холоде в ожидании неизвестно чего завтра. А завтра – либо титанический обратный подъем «против шерсти» стланника, либо спуск в каньон по скалам без веревки и альпинистского снаряжения. В конце концов мы выбрали последнее и решили двигаться вниз немедленно. Через час осторожного спуска по осыпающеейся стенке из сланцевых пород мы оказались на дне каньона прямо в ручье.
Единственный путь дальше – по воде, между гладких стенок узкой и темной расщелины. Раздеваемся, оставаясь на всякий случай только в обуви и трусах, в них все-такие теплее. Рюкзак с относительно сухой одеждой держим повыше .
"Заодно и помоемся", - шутит Валерий, вспоминая, что сегодня стройотряд без нас пошел в баню. Идем почти в темноте наощупь в ледяной воде под настоящим душем, капающим сверху со скал и свисающих корней, мха и ветвей. Под ногами далеко не песочек, острые и скользкие торчащие обломки сланца под водой грозят поранить ноги. Наконец каньон закончился. К счастью он оказался коротким, иначе вы бы никогда не прочитали этот рассказ. Прыжком пингвина мы вылетаем из ледяной воды на долгожданный сухой склон. Делаем согревающую зарядку, растираемся, одеваемся, похваливая друг друга за то, что сберегли сухую одежду. Комары атакуют нещадно, а лихорадочная дрожь добивает изрядно посиневшие тела.

Ручей, вдоль которого мы шли, уходит вниз, под белый пласт ледника. Выбираемся на холм за ледником, бросаем прощальный взгляд на удивительный маршрут, которым мы прошли сегодня. Домой шли при свете звезд, отрабатывая кошачье зрение. И вернулись за полночь. Согревающей жидкости не было - всю допили давно храпевшие отрядники, любители пассивного отдыха. Последнюю в поселке бутылку перцовки выпросил у нашей поварихи местный бич (Бывший Интеллигентный Человек), выменяв ее на трехлитровую банку свежеприготовленной красной икры. Это был нормальный обменный курс для Сахалина в августе. Запив бутерброд с икрой горячим чаем, мы улеглись спать.
Сахалинская гора Возвращения не самая высокая точка острова. И она, пожалуй, самая низкая гора из всех, на которые я ходил, даже в справочнике альпиниста не отмечена. Однако то восхождение было далеко не самым простым и осталось в памяти одним из самых ярких.