govorilkin (govorilkin) wrote,
govorilkin
govorilkin

Category:

Напитки, настоящие и не очень

У нашей старой, советских времен, рекламы "Соки полезны и вкусны" было два серьезных недостатка: соков в продаже почти не было, и они были довольно дороги. Иногда можно было купить бутылку болгарского "нектара", а можно было за те же деньги съесть обед из трех блюд.
Впрочем, продавались отличные прохладительные напитки типа "Байкала" или "Саян", которые уже мог позволить себе каждый. Ассортимент вин и раньше был вполне приличен, а импортные венгерские или болгарские вина были и дешевы, и отличны по качеству. Это, не говоря о знаменитых грузинских винах, которые уже надо было "доставать". Современный богатый выбор безалкогольных напитков и вин, однако, тоже не лишен некоторых недостатков: напитки часто имеют непривычный вкус, вина не всегда являются вином, а соки далеко не обязательно "натуральны".

«Пейте соков натуральных!» (реклама 50-х годов XX-го века)
«Натуральным» сок бывает только один раз - купил апельсин, выжал и выпил. Современные соки, на которых написано «100%» на самом деле представляют собой продукты пищевой технологии. Делается такой сок следующим образом: где-нибудь в Мексике, Греции или Израиле собирают урожай фруктов. Затем из помытых (надеюсь! – прим. ред.) плодов выжимают сок, а из сока удаляют воду. Это делается либо путем упаривания, либо с помощью современной мембранной технологии (через мембрану с мелкими отверстиями вода просачивается, а вещества сока - нет). Получается концентрат, который и везут на пароходе или даже самолете на российский завод - не возить же воду! На заводе в концентрат добавляют очищенную (надеюсь! – прим. автора) воду, причем если сок «упарили» в пять раз, то и разбавляют в те же самые пять раз. В сок добавляют витамин С, консерванты и, иногда, другие витамины, разливают в герметичные пакеты и отправляют в магазин. Если разбавили честно - то это и есть «100%-й сок из концентрата», если воды долили с избытком, то это жулики. Процесс можно проводить в асептической атмосфере, тогда не нужен консервант. Бывают и такие соки, как правило, они дороже. Хотя ничего страшного в консерванте нет (одним из консервантов является, к примеру, сахар). Гораздо хуже, когда сок фальсифицируют. К сожалению, сделать это не так трудно. Как сообщили мне в Институте Питания РАМН, существующие в России ГОСТы (пищевые стандарты) регламентируют содержание в соке лишь нескольких химических веществ, а не его происхождение. В принципе ничего не стоит составить комбинацию из сахара, лимонной кислоты, ароматизатора , консерванта и красителя, развести водой и «провести» эту смесь по документам как «100%-й сок», и некоторые торговцы так и делают. Ни одна официальная проверка не обнаружит подлога, ведь ГОСТ будет соблюден. И вредным этот «сок» не будет - просто он уж совсем не «натуральный». Хотя теперь понятно, что даже честно приготовленные «натуральные» соки таковыми не являются. Я не вправе давать какие-нибудь рекомендации по выбору конкретного сока, да и рекламой заниматься не хочу, но советую не экспериментировать и покупать соки известных производителей.

Реликтовый «Байкал»
К сожалению, в отношении традиционных и знаменитых марок прохладительных напитков все значительно сложнее. Как, например, купить "Байкал" с привычным вкусом? Тонизирующий напиток "Байкал" был создан еще в 1973 году специалистами Московского завода безалкогольных напитков. В основу его легли натуральные травы: элеутерококк, зверобой, солодка и ряд других. Напиток быстро полюбился покупателям, но не промышленности - солодка способствует вспениванию (раньше корнем солодки даже стирали белье), и при розливе в бутылки всегда возникали технические трудности. Эти трудности полностью не преодолены и сейчас, но некоторые компании, решившие возродить старые и хорошо зарекомендовавшие себя марки напитков, начали выпускать «Байкал» в удобной пластиковой таре. Важно отметить, что название напитка и торговый знак (сосна и елка на высоком берегу озера) зарегистрированы институтом ВИПИ. К настоящему времени лицензию на использование слова и знака купили несколько фирм - КУбК, АО «Мастердринк» АО «Концентраты и напитки» и другие. В отличие от большинства импортных напитков, «Байкал» напиток вполне натуральный, а потому, к сожалению, скоропортящийся. Именно поэтому и появились пиратские имитации «Байкала», изготовленные по упрощенной технологии и имеющие вкус «Хвойного экстракта для ванн», без полезных травок, но зато хорошо хранящиеся и легко тиражируемые в промышленных масштабах. И хотя этикетка подделки с видом реликтового озера похожа на подлинную, постарайтесь не оказаться в числе одураченных, внимательно осмотрите бутылку! И не только «Байкала» - больше всего сейчас подделок минеральной воды.

Минералка кавказской национальности из аптеки.
Как известно, если в благодатных северо-кавказских республиках России и в сопредельной Грузии воткнуть в землю палку, то вырастет плодовое дерево. Если вместо палки взять трубу и воткнуть ее поглубже, то может забить фонтан минеральной воды. Это не новость, кавказские минеральные воды «Боржоми», «Нарзан» и «Ессентуки» россияне пьют уже более ста лет и давно убедились в их прекрасном качестве и полезности при различных заболеваниях органов пищеварения и нарушении обмена веществ. Неудивительно, что в эпоху дефицита за этими водами стояли в очередях и воды всегда не хватало. Но только в современный период «наворовывания» первоначального капитала ушлые бизнесмены додумались до распространения псевдокавказских минералок. Что такое минеральная вода? Это жидкость, содержащая более 2 грамм минеральных солей на литр и более 0,25 грамм газов на литр, вода природного происхождения. В состав минеральной воды входят соли натрия, калия, магния, кальция, а также малые количества некоторых других, не всегда даже идентифицированных, веществ. Например, в некоторых водах повышена концентрация радиоактивного элемента радона, а в «Боржоми» содержится фтор, стронций и бор в довольно значительных количествах. А это далеко не всем нужно и полезно, так что слово «природный» отнюдь не является синонимом слова «полезный» и не должно вводить потребителей в заблуждение. Избыток солей в некоторых природных водах делает их вовсе непригодными для питья. В морской воде, например, содержится 35 грамм солей в литре - впятеро больше, чем в «Боржоми». Химический состав большинства минеральных вод в основном (на 99%) известен. Как известно и то, что наилучшей минеральной водой является вода, употребляемая на месте, на курорте. При перевозке часто теряются те самые малые количества неизвестных и известных компонентов, которые и придают этим водам чудесные свойства. Это как искусство - выпускник художественного училища запросто нарисует очень похожий портрет женщины, а у настоящего художника получается «Джоконда». Но изученность на 99% состава воды позволяет ее искусственно воспроизвести, и получаемая таким способом вода называется не минеральной, а «минерализованной» или «искусственной минеральной». Такие воды появилась еще до 1917 года, это всем известные «содовая» и «сельтерская». Обратите внимание, что за «Нарзан» эти воды себя никогда не выдавали! Не то что сейчас... Пользуясь всероссийской известностью знаменитых марок, все кому не лень стремятся тем или иным путем выдать свою продукцию за «Боржоми» или «Ессентуки». Даже не будем говорить про настоящие фальшивки с поддельными этикетками и водой неизвестного происхождения. Есть гораздо более тонкие способы введения потребителя в заблуждение. Главный из них - наклеивание внешне похожих на настоящие этикеток с традиционным рисунком. Вот, например, выпускаемая АО «Бородино» вода, которую при первом (и даже втором) взгляде легко спутать с «Боржоми». И действительно, слово «Боржоми» написано ярким черным шрифтом, внизу нарисована какая-то гора, рядом бьет фонтан воды, все очень красиво. Но вот в самом верху мелким шрифтом, нечитаемым желтым по белому написано «искусственная минерализованная вода «Стеми-1» аналог...» - вот того самого «Боржоми»! Пластиковая бутылочка с этой водой стоит недорого, 3000 рублей (цены 1996 года – прим. ред.), но доход от нее АО «Бородино» должно получать отличный, поскольку для изготовления этой воды нужен водопроводный кран и немного дешевых соды, сульфата магния и хлорида кальция. Такую воду может самостоятельно изготовить и сам покупатель - все эти соли можно купить в аптеке за гроши. Хочется надеяться, что АО «Бородино» хотя бы использует очищенную воду и реагенты пищевой чистоты. Вот другой пример. Только внимательно присмотревшись к надписи на этикетке, можно заметить символ & (союз «и» по-английски) между слогами «Нар» и «зан». Так что это не «Нарзан», а «Нар&зан»! Изображена, как водится, заснеженная «кавказская» гора и значок все того же АО «Бородино». Не обладая двухвековым авторитетом настоящих «Боржоми» и «Нарзана», это АО подделывается под настоящие кавказские воды и, надо признать, успешно вводит потребителя в заблуждение - я увидел эти бутылочки не на прилавке, а на письменном столах своих сослуживцев. При этом формально придраться не к чему. Такой способ обмана ненаказуем - ведь отличия от настоящих вод производитель указал, хотя и малоразборчиво. Это не фальшивая вода «Вера», на изготовлении которой в Подмосковье недавно попались местные мошенники. Приведу еще несколько примеров. Мне встречались в продаже бутылки воды «Бонжоми», бутылки «Нарзап» и даже «Бонжур» производства фирмы мадам Лукошкиной, и все с похожими на традиционные этикетками. Итак, чтобы вместо настоящей кавказской минеральной воды не купить минерализованный «самопал», покупателю следует очень внимательно читать текст и рассматривать этикетку. Впрочем, моя критика не относится к собственно минерализованной воде - искусственные минералки имеют полное право на существование, при изготовлении на чистой воде и солях получаются отличные продукты, хорошо утоляющие жажду и восполняющие потерю соли в жару. Потому-то и подозрительны водички АО «Бородино», что хорошему продукту нет нужды притворяться. Однако для использования в лечебных целях эти воды непригодны. Больным следует покупать только настоящие минеральные воды, которые снова появились в продаже, как правило, в стеклянных бутылках (грузинский «Боржоми», российские «Ессентуки»).

Кстати о «Вере»
Помните детскую игру «веришь - не веришь»? Совершенно неожиданно игра аукнулась этикеткой итальянской воды «Вера». В верхней части на нескольких языках, включая русский, написано «газированная». А внизу - «негазированная»! Только осуществив экспертный анализ органолептических свойств напитка (открыли и попробовали), мы убедились в справедливости верхней надписи. А вот как быть покупателю на рынке с этой водицей - даже и не знаем. Кстати, специально для любителей негазированной минералки и граждан с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которым газированная вода противопоказана. Помните, что зимой вас ожидают трудности с покупкой негазированных напитков, особенно на оптовых рынках. Дело в том, что негазированная вода гораздо легче замерзает, чем газированная, и продавцы в не отапливаемых помещениях (бывших контейнерах) просто перестают торговать негазированной водой. Так что заранее запасайтесь! Воспользовавшись случаем, сообщу также, что oligominerale означает «слабоминерализованная», хотя количество минеральных веществ в воде «Вера» для меня так и осталось неизвестным - в данных о составе соответствующие числа приведены, но не указана размерность. То ли это граммы (тогда очень много), то ли это миллиграммы (тогда действительно очень мало). Справедливости ради отмечу, что качество воды претензий не вызывает, вода приятна на вкус.

Лже-француз с бокалом лже-шампанского.
Это сладенькое «винцо» многократно обсуждалось в печати, но продолжает продаваться под старой маркой. На этикетке Yves Roche написано, что это «спиртосодержащий ароматизированный напиток», то есть газированная смесь воды, пищевого (надо надеяться) спирта, сахара, красителя и ароматизатора. Никакого отношения к вину, и уж тем более «шампанскому», этот напиток не имеет, хоть и стоит одинаково с «Советским шампанским». Я не касаюсь вкуса - кому что нравится, но вот забавное замечание. По правилам чтения французского языка Yves Roche следует читать не «Ив Роше», а по-другому – «Ив Рош»! Производители этого напитка явно стараются связать свое изделие с именем известной парфюмерной фирмы «Ив Роше», которое по-французски пишется немного иначе – «Yves Rocher». Идея выпускать товар под созвучной известной марке названием не нова. В советское время у нас продавались югославские сигареты «Ронхилл» - этакое среднее арифметическое между «Ронсон» и «Данхилл». Известна аудиотехника под названием «Шрап» вместо «Шарп», «Папасоник» вместо «Панасоник», про «Боржон» и «Нарзап» я только что говорил. Изменение хотя бы одной буквы, как бы освобождает производителя от обвинения в подделке. Однако это может нанести урон репутации страны, в которой производится имитация. К примеру, в Германии запрещено производить Yves Roshe. Куда переехало производство, я не знаю, но наверняка поближе к России. Кстати, после публикации в газете «Покупатель» мне пришел факс от владельца немецкой фирмы - производителя напитка. Госпожа с чисто немецкой фамилией Макарофф считает, что я зря критикую напиток, который полюбился сотням тысяч россиян. Ну что тут сказать? Мадам Макарофф права, к сожалению, но это не отменяет моей работы...

Миллион поддельных бутылок.
«Жил был художник один…», много чего перенес, но вряд ли думал о своей посмертной славе в качестве автора этикеток грузинского вина. А дело было так. Не успела кончиться война в Грузии, как на российских прилавках вдруг возникли и «Хванчкара», и «Киндзмараули», и «Саперави» и все остальные знаменитые грузинские вина, которые раньше были в ба-альшом дефиците. Вскоре, распробовав, знатоки быстро распознали подделку - и действительно, откуда бы взяться такому количеству ценного вина, которое и в лучшие годы выпускалось в очень ограниченных количествах? Большинство, если не все, бутылок этих вин с традиционными этикетками на самом деле представляют собой подкрашенный водный раствор спирта и сахара, в самом лучшем случае - смесь низкосортных вин. Определить подделку легко - бутылка стоит около 3 долларов, этикетка наклеена грубо или косо, бутылки с какими-то потёками. Через некоторое время на рынке появились и настоящие грузинские вина, уже по 10 - 12 долларов за бутылку. От дешевых подделок их отличают этикетки, на которых воспроизведены картины Пиросманишвили. Помимо своей основной функции, бутылки выполняют, на мой взгляд, еще и эстетическую - Пиросмани очень хороший художник. Но что бы вы думали - мошенники не дремлют! Мой приятель, между прочим, доктор физико-математических наук и большой эпикуреец Андрей Лундин, прислал нам в редакцию бутылку «Кварели» с этикеткой, очень похожей на «правильную». Однако после дегустации, когда выяснилось, что в бутылке находится сладковатая дрянь, не имеющая ничего общего с «Кварели», доктор наук более внимательно рассмотрел этикетку. И оказалось, что бутылка с надписью Kakheti region (Кахетия) произведена в Республике Алания-Северная Осетия (где там, интересно, находится Кахетия?). Да и рисунок лишь издали напоминал Пиросмани, а вблизи - что-то совсем другое. К чести торговли, за невыпитые бутылки псевдо-Кварели деньги были немедленно возвращены. С вином такое иногда проходит, потому что мы часто покупаем несколько бутылок. Гораздо хуже ситуация с водкой, покупаемой чаще в количестве одной родимой бутылки. Водка настолько важна в быту россиянина, что ей посвящена отдельная глава.
отсюда


«Тархун»
Основной компонент зеленой газировки – трава тархун, или эстрагон. Несмотря на сладковатый вкус, это уникальное растение относится к семейству полыни. Римляне верили, что эстрагон – дар богини Артемиды, а скандинавы считали его основной пищей легендарного дракона Фафнира. Ну а для простых смертных тархун издавна был средством для улучшения аппетита, пищеварения, укрепления стенок сосудов и улучшения сна. В качестве основы для приготовления лимонада эту траву стали использовать сто с лишним лет назад. Первым сделал напиток из «живого» настоя эстрагона Митрофан Лагидзе, житель Кутаиси. А в 1900 году в городе уже работала первая фабрика по изготовлению натуральных сиропов из этой травы. В СССР напиток под названием «Тархун» был официально зарегистрирован только в 1971 году, и продавался он в огромных стеклянных сифонах, известных в простонародье как «чебурашки». Зеленая газировка быстро получила признание и полюбилась как взрослым, так и малышам. Но сегодня, прежде чем ты решишь побаловать свое чадо изумрудной шипучкой, тебе надо будет внимательно изучить содержимое бутылки. Сначала оцени прозрачность жидкости и проверь, чтобы на дне напитка не было никакого осадка и посторонних примесей. Если с внешностью «Тархуна» все в порядке, переходи к более сложному этапу оценки газировки – изучению этикетки.

ГОСТ – не показатель натуральности
Мы привыкли, что показателем качества товара является знак ГОСТа. Казалось бы, наличие его на этикетке может быть гарантией идеального «Тархуна». Но с этим напитком не все так просто. Дело в том, что ГОСТ устанавливает только общие требования к лимонадам: количество углекислоты и степень прозрачности. В нем не обговаривается натуральность используемого сырья. А это значит, что в составе «Тархуна» может оказаться как сама трава эстрагон, так и ее заменитель с похожим вкусом и ароматом. Чтобы купить более-менее «природный» продукт, обращай внимание на то, что написано на бутылке – «со вкусом тархуна» или «с экстрактом тархуна». Последний вариант предпочтительнее. Правда, даже если производитель сделал свой продукт из даров природы, для сохранности он все равно положит в него консерванты.

Вода: из источника или из-под крана
На самом деле «Тархун» – это коктейль из экстракта эстрагона, воды, сахара и углекислоты. И на качестве напитка сказывается не только присутствие или отсутствие натуральной травы, но и используемая жидкость. Некоторые производители, и их, к сожалению, меньшинство, берут воду из артезианских или родниковых источников. Узнать об этом можно, прочитав информацию на этикетке или обратив внимание на цену – такой напиток будет значительно дороже своих «водопроводных» соседей. Для приготовления последних используется обычная вода из-под крана, которую обозначают на бутылке как «специально подготовленная». То есть ее либо прокипятили, либо прогнали через систему принудительной очистки, в результате которой ее смягчили, удалили лишние соли и сделали более нейтральной по составу.

Что касается сахара, то, чтобы получить полюбившийся вкус зеленого напитка, необходимо примерно пять-восемь кусков рафинада на стакан. Конечно, такое количество сладости может нелучшим образом сказаться на весе, но тем не менее при покупке «Тархуна» стоит отдавать предпочтение бутылочкам именно с натуральным сахаром. Дело в том, что в последнее время производители стали использовать искусственные подсластители (самый известный – аспартам). Такие напитки не утоляют жажду. В результате чем больше пьешь, тем больше хочется. Получается, всего за одно жаркое лето безудержного употребления зеленой газировки стройный человек может превратиться в пончик. Но все-таки самую большую опасность в «Тархуне», впрочем, как и в других лимонадах, несет не сахар и его заменители, а «веселые пузырьки» – раствор углекислоты, который, собственно, и делает газировку газировкой. Попадая в желудки, он раздражает их слизистую, повышает кислотность и вызывает брожение.

Любая газировка может спровоцировать развитие следующих болезней:
* аллергия на красители;
* кариес (шипучка вымывает кальций из зубов);
* повышенная кислотность в желудке;
* метеоризм.
а это отсюда
Tags: еда-питье, полезное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments