Как так получилось? Ведь еще совсем недавно, в тридцатые годы, народ упоенно строил будущее, проявляя готовность терпеть лишения сегодня ради светлого завтра. Будущее строила вся страна – от землекопа до Генерального секретаря ВКП(б). Старики вспоминают – все действительно верили в то, что будущее станет светлым. Никто не говорил, что это произойдет скоро. А то, что обещали – сбывалось. Обещали войну – и война пришла. Обещали победу в войне – и мы победили. Обещали, что жизнь будет постепенно становиться лучше – и жизнь действительно, пусть не сразу и не вдруг, повышала свое качество…
С первым грандиозным обманом выступил Хрущев. Уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Заведомо невыполнимая, чудовищная глупость. С тех пор к перспективам светлой жизни стало модно относиться с насмешкой. «Коммунизм уже на горизонте. А что такое горизонт? Это линия, которая удаляется от тебя по мере приближения к ней». И люди, и режим начали утрачивать видение будущего. Мутные воды перестройки окончательно вынесли на поверхность лозунг «Бери здесь и сейчас!» Живи сегодняшним днем. Спеши урвать и сожрать свой кусок, отпихнув другого. Будущего нет. Есть только сегодня.
Приватизация стала апофеозом этого стиля мышления. Обещанный «эффективный собственник» оказался на поверку обычным вором, вовсе не собиравшимся вкладывать время и силы в развитие производств, которое могло бы в перспективе принести ему большие стабильные доходы. Гораздо проще было продать или сдать в металлолом оборудование, сдать в аренду землю, а людей выкинуть на улицу. Быстрые доходы здесь и сейчас, любой ценой – альфа и омега российского бизнеса 90-х.
Нас успокаивали тем, что это нормально для «периода начального накопления». Но время шло, а с тех пор мало что изменилось. Одна моя знакомая – сама бизнес-управленец и жена бизнес-управленца высокого звена – жаловалась: «Собственники в нашей стране не смотрят вперед. Они видят возможность получить рубль сегодня и наотрез отказываются вместо этого получить десять рублей завтра». Собственников можно понять. Для них «завтра» - это абстракция. В завтра никто не верит и не хочет его строить.
Бизнес с большой неохотой вкладывает деньги в долгосрочные проекты. Университеты ставят перед собой задачу не подготовить новую элиту, а продать образовательные услуги здесь и сейчас. Фундаментальные исследования в научной сфере, которые должны стать почвой для технологий завтрашнего дня, поддерживаются скорее для галочки. Учитель – человек, создающий будущее – одна из самых непрестижных профессий. Об экологии лучше вообще помолчать – никто, за редким исключением, не задумывается о том, чем будут дышать и что будут пить его дети.
Простые люди тоже не верят в будущее. У всех – ощущение нестабильности. Любой разговор хотя бы о пятилетней перспективе сопровождается рефреном: «Но черт его знает, что там будет, мы же в такой стране живем…» Спросите любого молодого человека, какие надежды он возлагает, к примеру, на пенсионную систему. Ответ в большинстве случаев очевиден. Зато какой популярностью пользовались доступные кредиты – многие даже и не задумывались о том, как они будут их отдавать. Потому что деньги, которые можно получить сейчас – это реальность, а отдавать… может, к тому времени вообще все изменится…
Политики, стоящие сегодня у руля, только говорят о будущем. На деле же их задача такая же, как и у обычного человека – взять как можно больше здесь и сейчас. Молодежная политика, которая стала столь популярной в середине 2000-х, оказалась на поверку лишь вакциной против «цветной революции», сугубо тактическим шагом, направленным на сохранение власти, и была вскоре тихо свернута. За годы, когда страна получала сверхдоходы, не было сделано ничего для обеспечения устойчивого развития, и кризис оказался неожиданным и болезненным ударом, хотя был вполне предсказуем. Лучшая иллюстрация к вопросу о том, верит ли правящая элита в будущее России – это география мест учебы отпрысков этой самой элиты. Англия, Германия, США. В их будущее единороссы верят. А в наше?
Семьдесят лет назад люди верили в светлое будущее. Сегодня они верят в темное. Проблема в том, что эти ожидания неизбежно станут реальностью. Потому что светлое будущее не приходит само. Его нужно строить. Строить усердно и упорно. А главное – обладать четким пониманием того, что помимо сегодняшнего дня есть еще и завтрашний. Обладать тем, что называют стратегическим мышлением. Тем, чего нет в России/Украине в ее нынешнем варианте. А значит, нет и будущего.
автор